Украинские железные дороги - старые не только вагоны, но и коррупционные схемы
Ржавые старые вагоны, в которых опасно ездить. Обшарпанные купе, в которых холодно зимой и жарко летом, и недешевые билеты. Такие услуги предоставляет своим клиентам Укрзализныця. Недавно назначенные руководители ведомства уверяют - вскоре все изменится, ведь начинают масштабное реформирование. Вот только объяснить, почему у них все еще действуют коррупционные схемы, с которых кормится семья экс-президента Януковича, новое руководство не может.
Укрзализныця - огромная машина по отмыванию денег. Об этом говорят не первый год.
Виктор Остапчук, экс-руководитель Южной железной дороги:
- Сьогодні галузь перебуває у вкрай жалюгідному стані - знос рухомого складу склав більше 90 відсотків. Може, це і жорстко звучить, але держава за всі ці роки ставилася до Укрзалізниці як до корови, яку постійно доїли, але при цьому не годували. І сьогодні вона вже готова відкинути копита.
Странные вещи, по словам экспертов, начались еще с назначения нового гендиректора. Ведь утвержденный кандидат Борис Остапьюк хорошо известен своей прежней работе в ведомстве: раньше его уже дважды увольняли за грубое нарушение трудовых обязанностей.
Юрий Николов, журналист-расследователь:
- Гендиректор Укрзализныци, его помотало там по железной дороге за последние 20 лет, он и там работал, и в Донецке, и во Львове, два раза его снимали с должностей с обвинениями в некомпетентности, его мотало по всей вертикали Укрзализныци, по все стране, и везде к нему возникали вопросы непосредственно у руководства и от подчиненных, тем не менее новая власть решила, что он может претендовать на должность.
Новый руководитель ведомства Борис Остапьюк почему-то не сделал даже самого простого - не убрал фирмы-прокладки, которые просто получают деньги за грузовые перевозки и затем перечисляют их железной дороге. За такую нехитрую деятельность и сегодня посредники получают три процента. Например, уже в мае Укрзализныця заработала на грузах 4 миллиарда гривен, и 150 миллионов на ровном месте получили фирмачи. Есть и нововведения.
Работник железной дороги:
- Я вам скажу так - найбільше викручують руки підприємствам, які мають кредиторську заборгованість перед Укрзалізницею. Відкат тут може сягати до 40%. Ви тільки уявіть собі, які суми осідають на рахунках фірм-прокладок, якщо тільки за минулий травень "Перша паливна компанія" провела розрахунки на 333 млн.грн., компанія WOG - на 100 мільйонів, Імпекс - на 79. І це далеко не повний перелік…
По данным специалистов, последние годы миллиарды железнодорожных гривен шли на благо семьи Януковича. Экс-президент уже за пределами страны, но в государственной компании ничего не изменилось.
Юрий Николов, журналист-расследователь:
- Схемы, которые были внедрены предыдущим руководством, на данный момент продолжают существовать в каком-то консервированном состоянии, то есть, ну, руководство объявило о каком-то намерении ликвидировать основные дырки, из которых уходили деньги государственной корпорации, но из этих намерений пока не видно ничего нового, что изменилось.
Максим Бланк, первый заместитель гендиректора Укрзализныци:
- Да, я подтверждаю, что на сегодняшний день компании, вы их можете называть - семьи, я их называю карманные компании, которые созданы, еще получают платежи, но ситуация поменяется уже в ближайшее время.
Кстати, сам заместитель гендиректора до апреля этого года в Укрзализныци не работал. Последнее место его работы - финдиректор закрытого акционерного общества Днепровагонремстрой.
Работник железной дороги:
- Як тільки Максим Бланк обійняв посаду першого заступника гендиректора Укрзалізниці, один із перших договорів на поставки був підписаний саме із Дніпровагонрембудом.
Источники сообщают, что соглашение подписали на 100 миллионов. 40 - уже перечислили. Следовательно, деньги из бюджета и дальше высасывают миллионами. И если преступные схемы действуют, то, очевидно, это кому-то выгодно.
Виталий Шабунин, председатель Центра противодействия коррупции:
- Але чому ці люди, які, очевидно, прокралися, 4 місяці на посадах? Під час цих 4-х місяців вони встигли вкрасти ще кілька десятків мільйонів. Говорити після цього про боротьбу з корупцією - це якесь знущання над нами усіма. Говорити, що схеми зупинилися, а при цьому ті самі компанії, які крали в 2013 році, крадуть зараз - це теж знущання. Це або нас всіх ідіотами вважають, або самі не розбираються.
Между тем реформы от нового руководства Укрзализныци - уже на принятии в Кабмине. Один из пунктов документа - сокращение штата примерно на 30 процентов. Поэтому вскоре каждый третий железнодорожник может остаться без работы.
-
23.02.2022, 23:49