Нищие оживились во время новогодних праздников
Приближаются праздники, и растет армия нищих на улицах украинских городов. Главные объекты прощи - церкви и места массовых мероприятий. В такие дни щедрее подают, говорят просители. Большинство из них протягивает руку не от нужды, а уже такая профессия. Тонкости побирания изучал Тарас Билаш.
Василий, нищий:
- Сто гривен одна минута информации. А пятёрка - це щось дуже дешево. П'ять - це якась насмішка.
Сто гривен за короткое интервью. Столько потребовал один из бродяг вблизи столичного монастыря. Местные нищие цыганят деньги из любого загвоздка. Говорят: на морозе выстоять день тяжело.
Василий, нищий:
- В такую погоду если б мне дали сто рублей, думаете, я буду здесь стоять? Вы видите, как я одет? Я поворачиваюсь и ухожу, потому что я только 5 дней из больницы.
Эти два приятеля попрошайничают не один год. Как оказались на улице - не рассказывают. Только жалуются: чтобы устроиться на толковую работу, нет ни документов, ни здоровья. Поэтому просят милостыню возле церкви. С нетерпением ждут рождественских праздников, тогда подают больше.
Василий, нищий:
- Бывает, заработаешь рублей 90. Бывает, даже дают сто рублей. Приезжает иногда киевский интеллигентный добрый человек, он каждому по 100 дал - и все.
Иван, нищий:
- Киевляне добрые, англичане подают, а американцы нет. Американцам запрещено законом. Киевляне, с западной приезжают, вот они сильно благоверующие. Ну, они дают, ну, рубль, 50 копеек.
Но у нищих сильная конкуренция. Профессиональные побирушки. Люди, которые только притворяются обездоленными. Такие мошенники знают много методов выклянчить копейку.
Василий, нищий:
- Неделю назад вот здесь стоял поп, которого костя раскусил. Он в рясе, все как положено, со всеми крестами, с ящиками, и Костя его увел, и его нагнали.
Задержанный:
- Ось так я одівав його. Ось так стояв.
- У вас шкатулка була чи що?
- Ні, я з документами в руках стояв.
Вот этот человек - профессиональный нищий. Он притворялся священником из Западной Украины. Собирал деньги якобы на храм и себе на лечение. Стоял под церквями, с епитрахилью и иконой на шее. В руках держал поддельные документы. Мошенник признался, за день зарабатывал до пятисот гривен. Церковную утварь купил. Говорит, священникам больше верят и больше подают.
Эксперты говорят, маскировка под представителя духовенства - лучший вариант для просителя. Верующие сердобольные, да и менталитет у нас подходящий. К служителям, независимо от вероисповедания, у украинцев уважительное отношение. Щедро подают и людям, которые просят на лечение детей.
Юрий Ірхін, психолог:
- Мы несколько лет проводили наблюдение, наблюдали за попрошайками в течении 5 лет. В течение 5 лет одна мамаша просила на одном перекрестке, рыдала, плакала. В конечном итоге это просто-напросто ее работа. Просто спекуляция на чувствах.
Перед законом такие мошенники чисты. Ведь граждан никто не заставляет давать деньги. В райотдел попадают только нарушители общественного порядка.
Наталья Сторожик, заместитель руководителя отдела ГУ милиции г. Киева:
- Працівники міліції звичайно роблять їм зауваження, попередження, щоби вони полишили це місце. Якщо жебраки чинять фізичне насилля до вас чи до будь-кого, то, звичайно, працівники міліції затримують таких.
Отличить действительно нуждающегося человека от мошенника очень сложно. Чтобы втереться в доверие, мошенники применяют психологические приемы. Почувствовать игру могут только профессионалы.
Юрий Ірхін, психолог:
- Мошенники - люди, которые используют психологические приемы. Они, как правило, говорят с каким-то акцентом. Это уже должно насторожить. Если слышите ломаную речь с акцентом - где-то 99 процентов что это мошенник. Один из элементов психологического воздействия - речь, которая выбивается из общего контекста.
Поэтому подавать милостыню или нет - дело каждого.
Тарас Билаш, Александр Мироненко. НТН.