Взятками и денежными взносами платят украинцы за бесплатную медицину
Здоровье дорожает. Хотя официально медицина в стране все еще бесплатная. За лечение украинцы платят трижды: налогами, взятками, а в последнее время и благотворительными взносами. Причем, платить их требуют у всех. Неужели за этим будущее отечественной системы здравоохранения?
Очереди, равнодушие, поборы. С этим у рядового украинца ассоциируется посещение поликлиники. Киевлянка Зинаида Михайловна - не исключение. На днях пошла сдавать кровь. Полтора часа простояла. Бесполезно.
Зинаида Михайловна, жительница г. Киева:
- Протереть палец, уколоть, взяли. Ну, там, 2-3 минуты, очередь эту всю можно принять.
А анализы принимают только два часа. Поэтому не успели еще три десятка человек. Прием намеренно затягивали, возмущается женщина. Ибо таким образом деньги зарабатывают.
Зинаида Михайловна, жительница г. Киева:
- Попросилась, мне сказали определенный тариф. За один укол, то есть, листок - 10 гривен.
Оплатила. Все же, лучше, чем на следующий день в очереди стоять. А вот другой киевлянин с таким требованием не смирился. Принес анализы ребенка в одну из государственных поликлиник. А в окошке говорят: за исследование в настоящее время платят. Мужчина не растерялся, вызвал правоохранителей.
Валентин Зорба, старший оперуполномоченный УМВД Украине в г. Киеве:
- При перевірці цей факт підтвердився, і було задокументовано працівників лікарні, які безпосередньо вимагали 50 гривень, і вони отримали ці кошти, була порушена КС.
Таких дел в прошлом году возбудили около двух десятков. Зачастую врачи берут взятки, расхищают государственные средства, требуют деньги за медицинскую помощь. А сейчас предлагают оплатить добровольный взнос. Предоставляют реквизиты банка, номер специального счета оздоровительного учреждения.
Валентин Зорба, старший оперуполномоченный УМВД Украине в г. Киеве:
- Це кошти - 50, 100, 150, 200 гривень, в залежності від району міста Києва. Громадяни сплачують ці кошти, надають їх або в регістратурі, або безпосередньо лікарю, і отримують або консультацію, або результати аналізів.
Правозащитники возмущены, ведь само требование предоставить благотворительную помощь заведения незаконно. Кроме того, за содержание медучреждений украинцы платят налоги.
Эдуард Багиров, правозащитник:
- У нас предоставляют бесплатную медицинскую помощь только в моргах. Если от вас потребовали, а вы не согласны - пишите жалобу на имя вышестоящего начальства: в прокуратуру, милицию, прям в поликлинике. Вот так начать с шапочки - прокурору района.
Но иного выхода нет, говорят сами медики. Государственных средств не хватает. Так в луцкой стоматологической поликлинике бюджетные деньги не покрывают и восьмидесяти процентов стоимости зубопротезных материалов. Что уж говорить об аппаратуре.
Десять стоматологических кабинетов здесь функционируют исключительно за счет добровольных взносов. Уверяют: деньги дают только платежеспособные пациенты.
Федор Кошель, руководитель управления здравоохранения луцкого горсовета:
- Кожна копійка, яка поступила в лікувальну установу, і видана квитанція - це вже державна копійка, яка контролюється і відомчим фінансовим органом, і контролюючими органами.
Но на благотворительных взносах система охраны сейчас и держится.
Нина Гойда, проректор Национальной медицинской академии последипломного образования:
- Біля 30 мільйонів було передбачено в консолідованому бюджеті на 2009 рік, ось де вони? Ось всі ці плітки - розкрадають, беруть. Його просто не хватає.
Цены на лекарства и аппаратуру возросли. Но медицина и так финансируется по остаточному принципу. И даже увеличение бюджета не спасет, структура распределения средств неправильная. Так первичная медико-санитарная помощь, которой пользуется большинство украинцев, практически, получает меньше всего.
Нина Гойда, проректор Национальной медицинской академии последипломного образования:
- Вона фінансується лише на 5% від того бюджету, а високоспеціалізована - забирає всі інші кошти, як залучені, так і бюджетні. А із тисячі лише один потребує спеціалізованої допомоги.
Последними нормативными актами эти недостатки пытаются исправить. Вот только в порядок, говорит Нина Григорьевна, отрасль придет лет через пять. И то, при условии выполнения законов.
Елена Ткаченко, Александр Стернийчук, Аркадий Моос, НТН.