Минобороны: дедовщину победили благодаря дисциплинарным батальонам
Дисциплинарный батальон - именно то место, где самый рьяный правонарушитель в форме становится передовиком. Действительно ли это так - знают наши корреспонденты. Они покажут вам, как выглядит военное исправительное учреждение.
В министерстве обороны уверяют: дедовщину победили. Хотя Интернет так и кишит видеороликами о разнообразных издевательствах среди военных.
То, что дедовщина существует, и борьба с ней продолжается, становится понятно именно здесь - в дисциплинарном батальоне. Преимущественно местные жители - любители неуставных отношений. Этот солдат решил передать армейский опыт грядущий смене нетрадиционными методами. И перестарался. Через два дня на дембель его осудили на 2 года.
Осужденный:
- Я був молодшим сержантом, і знущався з солдат, військовослужбовців першого періоду. Сначала нормально им объяснял, согласно уставу, но не всем солдатам это доходило, поэтому приходилось применять такие методы.
Какие именно методы применял, осужденный не рассказывает. Убеждает, исправился, и повторять его ошибки никому не советует. Руководство дисциплинарного батальона уверяет: рецидивов у них не было.
Александр Пельц, руководитель управления ГУ военной службы правопорядка:
- З 1991-го по 2010 рік в дисбаті утримувалося більше 10 тисяч військовослужбовців. Близько 4 тис з них було умовно достроково звільнено. Можна стверджувати, робота, яка проводиться офіцерами, все-таки дає позитивний результат.
Осужденный:
- Занятий по строевой, гуманитарной подготовке, боевой. Также работаем на объектах. Своим трудом доводим исправление.
Колючая проволока по периметру и вооруженные солдаты в сторожевых башнях. Это и все, чем отличается дисбат от других воинских частей.
Николай Селихов, руководитель дисциплинарного батальона:
- Ограничений для військовослужбовців, що відбувають покарання, немає ніяких, крім заборони одиночного пересування охороняємою зоною.
Короткие свидания и телефонные звонки раз в месяц. Долгие встречи с родными - раз в квартал. За хорошее поведение таких приятных мгновений может быть больше. В прокуратуре говорят: именно такое наказание намного результативнее, чем полная изоляция и камерное содержание.
Павел Курило, заместитель военного прокурора центрального региона Украины:
- Я не скажу, что это много, или мало. Мы ориентируем прокуроров, которые поддерживают гособвинения, на то, чтобы они в свою очередь ориентировали суд на наказание как дисбат арест на гауптвахте. Потому что, во-первых, по-моему, условная судимость - это пятно на всю жизнь. Здесь идет служба, это во-первых. Во-вторых, они не сталкиваются с уголовными элементами.
Сейчас в дисбате отбывает наказание семнадцать молодых ребят. Кроме дедовщины наказывают в армии за кражи и ограбления. Сроки - от шести месяцев до двух лет. В начале девяностых здесь бывало и по шесть сотен осужденных. Однако сейчас в армии куда спокойнее. Так за двадцать лет от трех дисциплинарных частей в Одессе, Львове и Киеве осталась только одна.