В столице регулярно горят памятники архитектуры
Древний Киев в огне. В столице горят памятники архитектуры. Дома время от времени неожиданно загораются. Что это - случайности или поджоги, и кому выгодны такие пожары?
Этот дом на улице Аллы Тарасовой возле Михайловской площади возвели в начале прошлого века по проекту архитектора Олтаржевского. На прошлой неделе он пылал так, что спасатели тушили его три часа.
Жительница г. Киев:
- Эти балки смоляные, столетние. Представляете, как горели?
Александр Бригинец, глава комиссии Киевсовета по вопросам культуры и туризма:
- Будинок справді унікальний. Йому більше 105 років. Це будинок, в якому був зроблений перший ліфт в Києві. Багато відомих людей там було. Це реальна пам'ятка.
Почему загорелась пятиэтажка - МЧСники еще выясняют. Таких пустых старинных зданий, которые горят по несколько раз в год, в Киеве немало. Например, вот этот - на улице Златоустовской. Он также горел неоднократно. Теперь остался один скелет. Обгоревший и полуразрушенный - будто нищий маячит среди новостроек.
Николай Кальницкий, киевовед:
- Оце ми бачимо тут, де двірницька. Там він горів років п’ять тому, а тут вже нижче, дах в нього згорів, всі перекриття порушились, це останні роки.
Киевовед предполагает, этому дому осталось жить недолго. Обновлять или реконструировать его вряд ли кто-то возьмется. Ибо сегодня в памятники архитектуры и старины никто не вкладывает денег.
Николай Кальницкий, киевовед:
- Це з усіх київських будинків, найбільш значний. Найбільш важлива пам’ятка. Бо він складав власність Івана Сікорського відомого психіатра і тут проходили юні роки його сина всесвітньо відомого авіаконструктора Ігоря Сікорського.
Но даже это раритетное сооружение никто не реконструирует. После пожара дом просто запломбировали, чтобы туда не лазили бомжи. Сносить памятники архитектуры запрещено. Обновлять - дорого. А вот разрушить дом, а потом на его месте возвести фешенебельную высотку - выгодно.
Александр Бригинец, глава комиссии Киевсовета по вопросам культуры и туризма:
- Що роблять власники таких будинків? Будинок псують, псують, псують, руйнують внутрішні перегородки, вдбуваються різні процеси, в підсумку, будинок вивляється під загрозою обвалу, такий будинок розбирають, розказують", що ледве не киян врятували, що будинок розібрали. На справді, мета таких забудовників - це знести цей будинок і побудувати більш рентабельну споруду.
Улица Аллы Тарасовой, рог Щекавицкой и Межигорской, Златоустовская 12, Ярославов вал 15, Лютеранская 32 - это лишь краткий перечень адресов, на которых стоят обгоревшие и полуразрушенные старинные дома. Обычно говорят, что заброшенные дома жгут бездомные. Но киевляне этому не верят.
Наталья Васильевна, жительница г. Киева:
- Нужно было до такого состояния не доводить, а завели - значит, что-то хотят сделать.
Заботиться о старинных домах должны специальные памятникоохранные службы. Впрочем, они обычно ограничиваются тем, что просто констатируют уже постфактум - так как памятник был, но теперь она разрушен.