Подробности взрыва газа в Харькове
Служебная халатность с тяжкими последствиями - так определила харьковская прокуратура состав преступления по следам вчерашнего взрыва в многоэтажке. Без крова остались тридцать шесть семей. Жить в поврежденном доме опасно - он может обвалиться. Впрочем, сегодня туда осторожно пускали жителей, чтобы люди могли забрать нужные вещи.
С утра у подъезда аварийного дома - очередь из жильцов. Спасатели заводят людей внутрь - забрать из квартир нужные вещи, документы и деньги. По крайней мере, четыре месяца, пока будет длиться реконструкция сооружения, пострадавшие будут жить в гостиницах.
Елена Юфа, пострадавшая:
- Организация хорошая по запретам. Не ходите, не переступайте, не поднимайтесь - каждого проводить. Но вот - ходят сейчас с 9 этажа. На третьем этаже - люди стоят с 8 часов, у них дверей нет вообще, холодильник открыт - все пропало. Их не пускают. Теперь живая очередь. Разрешили в восемь. Пришла в восемь - в девять. В девять то милиция не разрешает, то нет списков. В общем, не дали. Я расплакалась, нагрубила.
С людьми работают психологи МЧС. Они помогают пострадавшим преодолеть панику и сориентироваться. Вспомнить, где лежат документы, вещи, которые могут понадобиться, ведь не за горами - холода.
Елена Павлова, психолог-спасатель:
- Люди в состоянии истерики. Кто-то был в состоянии ступора. Наша задача была, насколько это возможно, максимально нормализовать состояние человека, чтобы он мог принимать какие-то решения.
Каждый житель дома сегодня получил тысячу гривен - это материальная помощь пострадавшим от мэрии. Временные жилища людям, которым некуда пойти, предоставили в отеле. Условия там неплохие, но нет кухни. А у многих - маленькие дети, большие семьи - их надо кормить. Расследует чрезвычайном происшествии прокуратура. Дело возбудили по статье "служебная халатность".
Геннадий Тюрин, прокурор Харьковской области:
- Возбуждено фактовое уголовное дело по халатности эксплуатации этого здания. Сейчас ведутся активные следственные действия, создана следственно-оперативная группа, куда вошли все необходимые специалисты.
Уже выдвинули свою версию взрыва газовики. По их выводам, в квартире, которая стала эпицентром, на плите забыли сковороду. Она накалилась, и поэтому вспыхнул огонь, жидкий пластик из бытовой техники прожег резиновую трубку, соединяющую газовую трубу с плитой. Коммунальщики утверждают: концентрация голубого топлива в квартире была небольшой - не более пяти процентов.
Валерий Безлипкин, руководитель Харьковгоргаза:
- Потому как бы и взрыв был, если позволите, не той мощности, которой мог бы быть при том объеме. Если бы была заполнена квартира газом, то последствия были бы самими непредсказуемыми. От этого дома и двух ближайших не осталось бы ничего, все снесло бы подчистую, просто были бы руины.
В прокуратуре утверждения газовиков назвали преждевременными и субъективными: мол, коммунальщики заинтересованы отвести от себя обвинения. Хотя, по информации Харьковгоргаза, в течение последнего года аварийных вызовов в этот дом не было. Следователи ждут окончательных выводов экспертов, до тех пор никаких обвинений не обнародуют.