Одолеть коррупцию - что для этого нужно?
Почти половину разрешений, которые нужно оформлять предпринимателям, отменили. За это сейчас проголосовали в Верховной Раде. Это один из пунктов преодоления взяточничества. Так называемая дерегуляция. Следующим мероприятием может быть создание Национальной службы по борьбе с коррупцией.
Она - масштабная, местами даже легализованная. Ею пропитаны все отрасли. Даже те, которые призваны с ней бороться.
Игорь Воловик, руководитель отдела УСБУ в Днепропетровской области:
- Хабар у 165 тисяч грн. зажадали двоє співробітників міліції та податківець від приватного підприємця за закриття проти нього кримінального провадження.
Речь о коррупции. Масштабы которой в Украине потрясающие. По подсчетам экспертов - это 500 миллиардов гривен за четыре года.
Дмитрий Олейник, заместитель председателя Федерации работодателей Украины:
- Наприклад, це 12 бюджетів Міноборони, це 7 річних бюджетів Міносвіти, 25 бюджетів МОЗ.
Вернуть деньги в бюджет и наказать виновных - функции, которые вскоре может взять на себя Национальная служба борьбы с коррупцией. Соответствующий закон о ее создании подали в Верховную Раду. Новый орган планируют сделать: независимым от исполнительной власти, с назначенным СНБО главой, а также с реальными возможностями сажать за решетку, например, за организацию и реализацию коррупционной схемы.
Арсений Яценюк, премьер-министр Украины:
- Жорстка та реальна боротьба, вистачить уже тих, що золоті батони купують, вже повинні крошити батони в местах не столь отдаленних.
Орган планируют вроде польского Антикоррупционного бюро с функциями следствия и дознания. Отметим, после создания этой структуры соседнее государство поднялась в рейтинге преодоления взяточничества на 41-ю строчку, тогда как Украина на сотню ступеней ниже. Но борьба с хапугами недешева.
Татьяна Чорновил, правительственная уполномоченная по вопросам антикоррупционной политики:
- Потребує розроблення конкретно по Україні, але ми бачимо - Польща, коли починала створювати службу - це 17,8 млн євро, коли розгорнулася в повному складі, стала 30 млн євро.
Но вложения того стоят! Вот к примеру цифры одной из коррупционных схем, которую недавно разоблачила Генпрокуратура. С 2009-го чиновники некоторых министерств, СБУ и руководство многих облгосадминистраций под управлением бизнесмена Сергей Курченко реализовывали незатейливый план: в государственных предприятий покупали сжиженный газ по заниженной цене, а затем топливо продавали значительно дороже на заправках.
Олег Махницкий, и.о. генерального прокурора Украины:
- Керівники облдержадміністрацій вчиняли фальсифікацію документів з метою розкрадання та легалізації коштів, встановлена сума збитків понад 1 млрд грн.
Законопроект о создании Национальной антикоррупционной службы еще не принят, но специалисты ломают голову над проблемой - кто там будет работать?
Татьяна Чорновил, правительственная уполномоченная по вопросам антикоррупционной политики:
- Звичайно, доведеться ядро набирати з людей, які мають досвід роботи в правоохоронних органах, на це дивлюся з жахом, як їх просіювати, як від них вимагати роботи.
Впрочем, согласно законопроекту, для работы в Национальной антикоррупционной службе опыта работы в рядах МВД не потребуют. Поэтому многие, у кого болит душа за Украину, очевидно, смогут попытаться получить там должность.