Кабмин пикетировали больные, которым не закупили лекарства
Траур под стенами Кабмина. В скорби десятки украинцев с неизлечимыми болезнями и их родственники по тем, кто умер или на волоске от смерти. А таких тысячи, потому что Министерство здравоохранения не провело более половины тендеров на закупку необходимых пациентам медикаментов.
На их лицах отчаяние и траур. Они грустят о будущем, которого у каждого из них может не быть.
Тамара Базильчук, мать больного:
- Моя дитина потребує профілактичного лікування, тому що в нього тяжка форма, профілактичне лікування - це 3 рази в тиждень внутрівенне введення препаратів.
Препаратов для больных гемофилией в медучреждениях сейчас нет.
Тамара Базильчук, мать больного:
- Нам дві неділі назад повідомили в лікарні, що препаратів немає, що хочете, те й робіть. Нам держава закупала, бо ні одна сім'я не може купити за свій рахунок, тому що вони надто дорогі, і ще раз наголошую - їх у вільному продажу немає в Україні.
В аналогичной ситуации больные еще десятком тяжелых недугов, которых государство обязалось лечить. Но в 2014-м Министерство здравоохранения вовремя не провело тендеры на закупку необходимых препаратов.
- Сегодня ми доедаем лекарства, которые были закуплены еще в прошлом году, что будет завтра - я с ужасом себе представляю.
Позаботиться о лекарствах государство должно было еще весной, чтобы сейчас медикаменты уже употребляли больные. На это даже деньги предоставлены. Впрочем, на сегодня ведомство здравоохранения не реализовало и половину средств.
Дмитрий Шерембей, глава благотворительного фонда:
- По закону Украины только по заключенным контрактам можно считать, что медикаменты купили, из 2 млрд практически они заключили контракты на 400 млн, практически млрд 900 млн медикаментов не куплены.
Три недели назад пациенты так же собирались под стенами правительства, говорили о критичности ситуации. Были даже громкие увольнения - Олега Мусия с должности министра здравоохранения, и Руслана Салютина - председателя тендерного комитета ведомства. Но активисты уверяют - трудности с лекарствами не исчезли.
- Ви же нам обіцяли. Вони нам пообіцяли, що через 21 день закуплять препарати, і не закупили.
За это драгоценное время без надлежащего лечения ушли из жизни люди. Но заместитель министра просит не нагнетать ситуацию. Чиновница утверждает - они использовали уже больше половины из предоставленных двух миллиардов гривен.
Елена Терещенко, заместитель министра здравоохранения Украины:
- Всі процедурні моменти, які йдуть по МОЗ - останнє розкриття заплановане на 20 листопада.
Активисты же уверены - исправить ситуацию могут кардинальные меры: переговорные процедуры, когда договариваться о поставках медикаментов нужно непосредственно с производителями. И это - уверены - должен делать уже не Минздрав.
Елена Щербань, юрист:
- Такі повноваження мають служби надзвичайних ситуацій - Міноборони, СБУ, МВС.
В 2011-м Украина такое уже пережила. Когда больного гемофилией мужчину, попавшего в аварию, не смогли спасти, потому что в больнице не было кровоостанавливающих препаратов. Нужные закупки тогда провело Министерство по чрезвычайным ситуациям. Так надо действовать и сейчас - говорят пациенты и их родственники.
Ирина Гаришева, больная:
- Такие люди, как я, если есть препараты, могут двигаться, дышать, нормально жить, если препаратов нет - все, что мне может предложить государство - это положить меня в отделение реанимации. Я не хочу лежать в реанимации, у меня есть свой аппарат, и я пришла сюда на эту акцию, чтобы сказать - я хочу жить.