Мы помним - Майдан
Кровавая зима 2014-го. 77 человек погибли, почти восемь сотен получили травмы. И это в мирное время, прямо в центре Киева. О героях революции достоинства, Небесной сотне и ходе расследования событий на Майдане.
С 16 января ситуация на Майдане обострилась. Это день, когда депутаты 7-го созыва приняли так называемые диктаторские законы. Большинство ограничивали свободы, гарантированные Конституцией. Тысячи украинцев вышли на протест. Подтянули в центр Киева и правоохранителей, появилась тяжелая техника, оружие. Они пытаются разогнать мирную толпу. 22 января на Майдане - первая смерть. От пуль неизвестного бойца умирает Сергей Нигоян, житель Днепропетровщины.
Тогда же извещают о смерти белоруса Михаила Жизневского, в больнице умирают еще двое. А в лесополосе недалеко от Киева находят тело активиста Юрия Вербицкого со следами пыток.
- Смерть настала від переохолодження, це перше, і друге, ті тілесні ушкодження.
Впрочем, развязка противостояния наступает почти через месяц. 18 февраля в прилегающих к правительственному кварталу улицах происходит кровавая бойня правоохранителей и титушек с активистами. Многие получили травмы, два десятка убиты. В частности, и из огнестрельного оружия. Далее было начало антитеррористической операции. Ночью горит дом Профсоюзов с людьми. А утром 20-го февраля - самое страшное.
Эти кадры долго останутся в памяти тех, кто выжил. Правоохранители уже не просто с пневматическими ружьями и свето-шумовыми гранатами, работают снайперы. Они стреляют в вооруженных палками и деревянными щитами активистов.
Тогда были убиты более полусотни человек, в несколько раз больше раненых. Напряжение растет. Но уже на следующий день власти отводят спецназовцев от границ Майдана. Большинство господствующей верхушки убегает. Новое руководство обещает наказать виновных в смертях Небесной сотни.
Первую пресс-конференцию главы МВД, СБУ и Генпрокуратуры созывают в начале апреля. Говорят о расположении снайперов, схеме привлечения титушек и первых задержаниях. До сих пор мало что изменилось.
Павел Дикань, адвокат:
- Нажаль, суттєвих зрушень немає, нажаль. До суду притягнуті лише другорядні особи. З таких відомих злочинів до суду було передано вбивство Вербицького - і там другорядна особа, тому що всі втекли.
Сбежал фактически из-под стражи руководитель спецроты Беркут - Дмитрий Садовник - который руководил бойцами 20-го февраля. За решеткой остаются двое его подчиненных. Следователи оправдываются - им не хватает материалов.
Виталий Свирепов, заместитель руководителя управления Генеральной прокуратуры Украины:
- З ідентифікацією зброї є певні проблеми, пов'язані з вивезенням зброї і знищенням документації колишнім керівництвом ГУ МВС і спецроти Беркут.
Однако защитники погибших на Майдане уверены - правоохранители мало стараются.
Павел Дикань, адвокат:
- Не ведеться, з моєї точки зору, робота зі свідками, з правоохоронною системою, з тими людьми, які могли дати свідчення стосовно обставин, в нас було задіяно в часи Майдану близько 15 тисяч правоохоронців в усі події, які відбувалися, я не вірю, що серед них немає чесних людей, які могли б сказати - я бачив це.
Юристы возлагают надежду на Международный уголовный суд. Документы в его офис уже прислали. Если они признают события на Майдане преступлением против человечества, а также убедятся, что украинские следователи иссякли в расследовании этого дела, их прокуроры присоединятся к поиску виновных. Быть ли этому - станет известно уже в январе 2015-го.