Как отличить митинг от спланированной показухи
Покричал час-другой - обогатился на несколько сотен гривен. В Украине приобретают популярность проплаченные акции протеста. Настоящие представления, где люди не высказывают свою гражданскую позицию, а просто стоят за деньги.
С яркими плакатами и громкими лозунгами - они пикетируют! Верховный совет, Нацбанк, милицию, прокуратуру, суды - неважно, лишь бы платили. Чьи интересы отстаивают и против кого вышли на митинг - такие протестующие, в основном, не знают.
- Ми проти забудови.
- Якої?
- Любої!
- Що там будують?
- Що їм взбредеться, то і будують.
- Обичний парк.
- А де він знаходиться?
- На Подолі... ну, на Печерську для початку...
- А на якій вкулиці?
- Все, можна меня не снимать.
- Я стою за сквер, незаконная стройка.
- А где сквер находится?
- В парке.
На помощь непосвященным митингующим спешит организатор пикета. Мужчина рассказывает: сейчас в суде должны рассматривать дело против компании-застройщика. Те, якобы, уничтожают зеленую зону на Выдубичах, а люди - против.
Вячеслав Денисов, общественный активист:
- Мы, как громада Киева, пытаемся отстоять этот участок, чтобы на этой територии был сквер. Это склон, на нем росли деревья, по нему гуляли люди.
А вот и тот самый сквер: крутой холм с несколькими деревьями. Директор компании-застройщика рассказывает: этот земельный участок по улице Ольшанской, 2б им предоставил в аренду Киевсовет еще в 2005-м. Однако перед возведением высотки они должны были укрепить склон.
Владимир Дамс, директор компании-застройщика:
- Мы достаточно много сделали работ, в каком плане, это сваи, представьте, 24 метра, диаметром метр, их там порядка 140 штук было.
На все эти работы, которые еще продолжаются, застройщики потратили миллионы долларов. Впрочем, в 2012-м эту землю решили отобрать их конкуренты, уверены в компании.
Владимир Дамс, директор компании-застройщика:
- Началось давление, и эту землю хотели отнять, отнять каким образом - отменив договор аренды.
И по решению суда территорию таки забрали. И вот в 2014-м дело пересмотрели и участок им вернули. Впрочем, спор за землю продолжается. И теперь, утверждают застройщики, на них пытаются повлиять акциями протеста.
Владимир Дамс, директор компании-застройщика:
- Нанятые люди, это можно точно сказать, что нанятые, они там сидят, перекрывают машинами дорогу, мы видели, как с ними расплачиваются, когда техника заезжает, они режут колеса, сожгли нам технику, поломали кран, поломали забор.
По словам экспертов, такие протесты вредят и людям, и компаниям. Ведь благодаря митингам можно потерять должность или бизнес.
Сергей Гайдай, политтехнолог:
- Люди, занимающиеся глинмерингом. Глинмеринг - это люди, которые могут создать проблему, а потом эту же проблему предлагают за деньги снять. Они привлекают людей, которые создают пикеты, они нанимают группу специалистов, которые ведут инфо-войны, распространяя, например, пугающую информацию в СМИ, это их деньги, их бизнес.
Как бороться с подобными акциями - единого рецепта нет. Эксперты говорят: застройщики должны больше общаться с людьми. А люди - думать.