Активисты обвиняют Минздрав в саботаже
Хватит ли лекарств больным украинцам? Речь идет о людях, жизнь которых поддерживается медикаментозно. Это больные ВИЧ-СПИД, туберкулезом, онкологией и другими тяжелыми болезнями. По принятым еще весной законам Министерство здравоохранения должно поручить закупку лекарств международным организациям. Это дешевле и прозрачнее. Но чиновники не спешат этого делать.
Ира выбрала благородный жизненный путь. Она - волонтер. Да еще и в сложной отрасли - детской онкологии.
- В год диагноз "рак крови" слышат 700 детей в среднем в Украине.
Вместе с организацией она занимается 110-ю детьми из двух крупных столичных клиник. Спасать маленькие жизни, говорит, все тяжелее.
Ирина Литовченко, волонтер:
- Сейчас государство вообще ничего не закупает, за последние 2 года было приобретено всего 5 препаратов из 87 необходимых по протоколам, если не должны бежать родители, волонтеры по аптекам, не думать, как контрабандой завезти препарат, не зарегистрированный в Украине.
Поэтому под стенами Минздрава девушка не случайно.
- Большинство наших проблем сконцентрировано в этом здании, к сожалению.
Она не одна. Представители пациентских организаций сюда уже тропу проложили. Теперь говорят о саботаже ведомством выполнения закона о закупках лекарств международными организациями.
Елена Ткаченко, корреспондент:
- Минулого року, коли МОЗ провалило майже всі тендери по закупівлі ліків, саме міжнародні організації надали медикаменти для тисячів невиліковно хворих українців, зокрема, хворих на ВІЛ-СНІД. Їм припиняти лікування не можна, і необхідних ліків не купиш. Цими благами, які надали міжнародні організації, хворі користуються й досі.
- Я думаю, что около 50 тысяч людей в прошлом году было спасено, это разные заболевания.
Дмитрий Шерембей - сам ВИЧ-инфицированный - знает, каково оно - висеть на волоске от смерти, не имея таблеток и понимая, что все лечение до того может пойти насмарку. Поэтому перспективе закупать медикаменты и вакцины через международные организации - обрадовались.
Дмитрий Шерембей, председатель благотворительного фонда:
- Международные закупки, они исключают такое понятие, как посредник, как налоги, такое понятие, как закрытая наценка - это абсолютно белая цена препарата.
В этом и загвоздка - утверждает Дмитрий. Прозрачность невыгодна чиновникам. Вот анализ лишь некоторых цифр. Цена упаковки кларитромицина - препарата для онкобольных - в международном агентстве - 9 долларов, в Минздраве - 196! 250 долларов разница в закупке моксифлоксацина - лекарства против туберкулеза!
- МОЗ в классической своей манере хочет распилить 4,5 млрд грн.
Этот сладкий, многослойный, бисквитно-кремовый торт - символ дерибана государственных средств. Креатив в министерстве не оценили.
- Ми можемо носити торти один одному, можемо спільно працювати.
Чиновники все упреки в коррупции отвергают. Торможение сотрудничества с международными организациями объясняют, даже не скрывая, бюрократизмом.
Игорь Перегинец, заместитель министра здравоохранения Украины:
- Відповідно до закону підготовлені всі можливі підзаконні акти, які зараз знаходяться в органах законодавчої влади. Ви знаєте, як і я, що таке погодження в органах центральної влади, Мінфін, Мінюст.
К тому же заместитель министра намекнул, что для реализации в них есть годы! Мол, таков опыт других стран.
Игорь Перегинец, заместитель министра здравоохранения Украины:
- Грузія зараз закупає всі вакцини, крім однієї, через ЮНІСЕФ, щоб передати ці закупівлі на ЮНІСЕФ, країна готувалався 3 роки.
Так сколько же понадобится Украине? Тем более, что уже четыре месяца со дня опубликования этих законов прошли. Будем следить - как чиновники ценят жизнь неизлечимо больных соотечественников.