В Харькове могут закрыть единственный садик для слепых детей
Единственный на восточной Украине сад для слепых детей, который работает в Харькове, под угрозой закрытия. Педагоги учреждения получили от областной администрации официальное письмо - с предупреждением о возможном увольнении. И теперь родители незрячих воспитанников опасаются, что мир для их детей может ограничиться стенами родного дома.
- Мне 35 лет. Меня не принимает общество. Хотя дефект у меня не выраженный. А это "эти" дети. Вот в чем проблема. Проблема в том, что общество не готово принять наших детей.
Елена - тифлопедагог, преподаватель, работающий со слепыми детьми. Сама воспитанница этого учреждения. Звуки и прикосновения заменяют слепым малышам зрение.
Мария Гончарова, мать воспитанника заведения:
- Тактильные ощущения предметов. Я зашла в группу, забирать его - они там трогают. "Это из чего? Из дерева. Это из металла". Они руками это все - учат примитивным вещам, которые зрячий человек может не понимать - как это.
Полностью слепых детей здесь называют "тотальниками". Но у некоторых воспитанников еще сохранились скудные остатки зрения.
Мария Гончарова, мать воспитанника заведения:
- Один процент. Практически нет зрения.
- То есть он видит силуэты? Или что-то? Свет/тень?
- Свет/тень скорее.
- Это врожденное?
- У него опухоль головного мозга. И зрения он лишился за последние 2 года. Мы проходили химиотерапию...
Потеря возможности видеть окружающий мир отражается на поведении детей.
Елена Замета, мать воспитанника заведения:
- Процент зрения мы узнать не можем. Он не дается. Он боится врачей.
- Кіріл! А що ти граєш?
- В травє сідєл кузнєчік.
Сопутствующая болезнь Кирилла - аутизм. Поэтому в обычный садик, даже если бы он видел, ему дорога закрыта. Харьковский журналист Владимир Носков - выпускник этого специализированного учреждения. Здешние воспитатели и дети - его друзья. И письмо от областной власти о возможной ликвидации детсада возмутило медийщика.
- Що пропонувалося? Куди дітей?
- Ми говоримо про те, що... Ми зараз мову ведемо про те, що ці заклади за-ли-шуть-ся.
- Але ж ви такі листи направили? Ви, значить, щось собі думали, коли відправляли такі листи? Там зазначено про скорочення персоналу. Повідомити батьків, що з 1 вересня заклад не буде працювати.
- Я... Я... пізніше вам скажу, коли познайомлюсь з тими листами.
Чиновники объясняют: правительство запретило финансировать дошкольные подразделения в специализированных учреждениях. На Харьковщине таких восемь. Но они делают все возможное, чтобы сохранить центры образования для детей с недостатками.
Владимир Игнатьев, заместитель руководителя Департамента Харьковской облгосадминистрации:
- У нас на сегодняшний день подписаны уже письма на Министерство образования. С просьбой внести изменения в бюджетный кодекс и в постанову Кабинета министров Украины "Про деякі питання надання освітньої субвенції".
- Сколько тебе лет?
- Шесть.
- Запиши, пожалуйста, с нового рядочка цифру 6. Як пишеться цифра "шість"?
- Перша. Друга. Четверта.
- Молодець!
Однако главной задачей педагоги считают не научить писать, пользоваться спичками или лифтом, а убедить детей, что потеря зрения не делает их иными.
Елена Перегудова, преподаватель заведения:
- Чтобы они знали, что они - такие же, как и все. Что они не особенные. Особенные дети с особенными потребностями - это неправильное заявление. Я - такая же, как эти дети. И потребности у меня не особенные. Такие же, как у вас и у всех остальных.