Обычные проблемы чрезвычайников
Это - кадры, которые за последние два месяца облетели мир. Самые масштабные за несколько десятилетий пожары в Украине. Больше недели горела нефтебаза под Киевом. На фотографиях с самолета столб дыма напоминал ядерный гриб. Его было видно за десятки километров. В то же время горит и Чернобыльская зона. От места пожара до места одной из крупнейших ядерных катастроф в истории - всего несколько километров. Оба пожара удается преодолеть ценой неимоверных усилий и личного героизма пожарных.
- Волной накрыло так, что перешло через ж/д переезд и загорелась машина пожарная!
Так горит машина 20-й пожарно-спасательной части Киева. Ее экипаж был одним из первых, кто пытался потушить огонь на нефтебазе под Васильковым. Юрий потерял автомобиль и сам чудом смог спастись.
- Жалко, конечно, технику жалко!
Теперь ЗИЛ, на котором он работал последние пять лет, восстановлению не подлежит. Но мужчина не на камеру признается - автомобиль давно надо было списать. Он часто ломался и требовал немалого ухода.
Юрий, спасатель:
- Знищив кабіну, знищив двигун. Від температури, за 150 метрів.
Масштабные пожары, говорят чрезвычайники, обнажили проблемы, существующие в Госслужбе по чрезвычайным ситуациям. На этих кадрах спасатель 33-й боярской части Валентин Дробот. В своей исповеди он не побоялся рассказать, в какой спецодежде приходится выезжать на пожары.
- Бойовий одяг, в якому ми маємо виїжджати на пожежу… Деформацію бачите? Отримуємо отаке діло!
Почти со всем, что рассказал отважный боец Боярской части, соглашаются и столичные чрезвычайники. Их одежда не лучше, а техника требует ремонта. В своей киевской части имеют девять пожарных машин. ЗИЛы 86 года выпуска, КамАЗы более новые - 2007 года. Кроме этого, чрезвычайники рискуют собственными жизнями всего за 2000 гривен в месяц. Командир части рассказывает о мечтах своих подчиненных.
Олег Мовчан, начальник 20-й пожарно-спасательной части в Киеве:
- Не хватає, конечно не хватає зарплати, мала зарплатня, я згоден, матеріальне забезпечення хотілося б краще...
Но пожарные уверяют, что не оставят работу. Более того, когда нет вызовов, они собственноручно ремонтируют технику и наводят порядок в части.
Юрий, спасатель:
- Умови, як самі бачите, зроблено якісно!
- Ви самі робили ремонт?
- Допомогали, кожен вносив свою частку свою, це другий дім. Всі повинні зробити.
Вадим в этой части - новенький. Устроился работать сюда только месяц назад. Он недавно вернулся из зоны боевых действий и решил кардинально изменить жизнь: ранее он был поваром, теперь - пожарный. Однако он еще ни разу не выезжал на вызовы. Поэтому и здесь занимается привычным делом.
Вадим, спасатель:
- Сьогодні ми будемо готувати борщ.
Парень говорит: спасателю главное - быть сытым. Тогда хоть в огонь, хоть в воду.
- Бутерброди у першу очередь.
- З ікрою?
- Да, з красною.
Они шутят и надеются, что условия их работы улучшатся. Глава госслужбы Николай Чечеткин даже обещает, что найдет деньги, чтобы повысить спасателям зарплату, а новенький спецтранспорт появится чуть ли не в следующем месяце. Но пока, в реальной жизни, все не так оптимистично.
Николай Чечеткин, глава Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям:
- 80 відсотків техніки, яка мається сьогодні у Держслужбі з надзвичайних ситуацій, відпрацювала свій встановлений термін й підлягає списанню.
Такие же обещания спасатели слышали не один раз. Но имеют выдержку и силу ждать.