На Сумщине из-за нелегальной врезки в нефтепровод нефтью залило огороды крестьян
Нефть затопила огороды крестьян на Сумщине. В селе Бугруватом ночью из-под земли ударил целый фонтан черного золота. Залило несколько гектаров земли, но люди подобному случаю совсем не рады. В деньги жители села нефтяной подарок судьбы точно никак не конвертируют, зато погиб весь урожай и трава на пастбище. Откуда взялся фонтан нефти?
Странный и страшный шум разбудил жителей села Бугруватого ночью. Напуганные люди выглядывали в окна, но в темноте ничего не разглядели.
Татьяна Семеновна, жительница с. Бугруватого:
- Воно свистить на полну катушку, тут такі звуки були, наче стріляють, аж у Хухру чуть було. Не то шипить, не то стріля, непонятний такий звук, воно то притихне, тоді ж, видно, давление добавляє, і опять же ж пішло вгору.
Что и где гремело - крестьяне поняли только утром. Потому что живут они в регионе, где расположены одни из крупнейших месторождений украинской нефти. Именно она залила все земли на сотни метров вокруг. Баба Шура живет в Бугруватом всю свою жизнь. Такого женщина не видела с самого рождения.
Александра Колодяжная, пострадавшая жительница с. Бугруватого:
- Ми кинулися на огороди, а воно в нас отак по ногах, і руки оце були, і все. Так ми тікали з города, не дай бог.
Баба Шура не может сдержать слез, когда рассказывает о бедствии, постигшем ее хозяйство. Погибли все овощи, а весь скот приходится закрывать в загон, чтобы животные и птица не наелись отравленного. И то, что хозяйство затопило драгоценным черным золотом, женщину отнюдь не радует.
- Так трудились, трудились, і нема нічого.
Юлия Зайцева, корреспондент:
- Саме звідси вночі вибухнув фонтан нафти, перелякавши місцевих мешканців. Кілька годин чорна масна рідина затопляла все навкруги, а вітер спрямував її на городи мешканців на сотню метрів, зараз там прибирають зіпсований врожай.
Почти гектар плодородной земли превратился в большую жирное пятно. В зоне поражения и огороды крестьян, и пастбища для скота, и лесополоса. Сейчас последствия аварии ликвидируют работники Укрнафты. Чтобы очистить территорию, весь слой поврежденной почвы снимают на несколько сантиметров, а загрязненные деревья спиливают.
- Воно буде засипаться розчином, шоб воно роз'їло.
- А розчином чого?
- Я не знаю, це секрет фірми.
Это не открылось новое нефтяное месторождение. Беду крестьянам вызвал их новый сосед. Оказалось, что в его хозяйство пролегал подпольный отвод: он шел от нефтепровода, в который злоумышленники сделали незаконную врезку, чтобы воровать нефть.
Александра Колодяжная, пострадавшая жительница с. Бугруватого:
- Він, отакий паразит, зробив, сусід, приїхав сюди і ото таке поробили, бачите, взяв врізався у нас аж до хати, і аж до погреба, а ми й не знали нічого, шо він там таке робе, собаки гавкають і гавкають ноччю.
Несколько месяцев назад заброшенный домик по соседству с бабой Шурой купили двое мужчин. Они здесь не жили и никаких отношений с местными жителями не поддерживали. В свою очередь, часто наведывались в свое хозяйство поздно вечером.
Татьяна Семеновна, жительница с. Бугруватого:
- Ну вони купили хату, вони вообще не местні, купили приїжджі, купили хату, а як вони, коли вони там врізались, ніхто не бачив і не чув.
Соседи и не догадывались, что незнакомцы проложили собственный нефтепровод. Злоумышленники провели серьезную конспиративную работу: врезались в государственные трубы, расположенные далеко, за полкилометра от домов, а затем дотянули прочный резиновый шланг к своему сараю. При хорошей погоде воры наполняли свои цистерны в лесополосе за городом, а когда полевую дорогу размывали дожди - заливали бензовозы прямо во дворе. Жители же Бугруватого настолько привыкли к грузовикам нефтяников, что совершенно им не удивляются.
- Ну скільки тут бурових їзде, чи я замічаю, куди вона їде, ну їде машиниа і їде, а куди вона - грець його знає.
На место нефтяного происшествия приехала милиция. Зафиксировали следы преступления, обследовали территорию, а владельцев хозяйства с врезкой не нашли. Правоохранители заверили нас, что будут активно их разыскивают. Но отказались рассказывать любые детали: имеют ли фотороботы подозреваемых, или хотя бы знают их имена? Признались, что в богатом месторождения крае расхитителей нефти удается поймать редко.
Руслан Кладько, и.о. руководителя Ахтырского ГО милиции:
- Останній раз, коли ми викривали організовану злочинну групу, яка займалася врізками до нафтопроводу, в яких була техніка, було все, в 2012 році, після 2012 року ми не виявляєм, хоча над цим працюєм. Ми виїжджаєм на місце цієї врізки, коли вже ніякої слідовой картини ми не бачим. Ми виїжджаєм уже на факт, зловмисників і слід простиг.
Местные нефтепроводы охраняет отдельная организация: она имеет патрули, которые должны постоянно ездить и осматривать территорию. Но и они не помогают милиции улучшить борьбу с расхитителями. Хотя чуть ли не каждый в районе знает, что таким незаконным бизнесом не занимаются случайные люди. Чтобы сделать врезку, нужны специальные специалисты-сварщики, оборудование, большое количество людей и большой финансовый ресурс. Все это доступно только серьезным организованным группировкам. Простым же жителям региона от нефтяных богатств сегодня мало выгоды. Предприятие, которое выкачивает недра, даже задолжало района ренту.
Роман Бублик, и.о. председателя Ахтырской райгосадминистрации:
- Адже вони не сплачують рентні платежі за використання корисних копалин. Нгву Охтирканафтогаз. По Охтирському району за 4 місяці це 1 мільярд 100 млн.
Почему не платят за пользование недрами? И будут ли компенсировать крестьянам убытки от аварии? В нефтедобывающем управлении отвечать не захотел никто.
- Телеканал, хотят поговорить по поводу нелегальных врезок.
- Ну с руководством, ну руководство на совещании, ну, думаю.
- Ну такого не бувает, чтобы никого.
- Нету никого.
Между тем баба Шура даже не представляет, что делать с техногенной катастрофой на своем огороде. У женщины болит сердце за потерянный урожай и испорченную природу.
- Дивіться, шо робиться. Нам як жить тепер, чим дихать.
Хоть как-то помочь крестьянам после визита журналистов пообещали в районной администрации. Если нефтяники задержат выплаты, деньги возьмут из резервного фонда районного бюджета.