Сумчанин обеспечил очками жителей интерната для престарелых
Обычные очки могут стать окном в большой мир. Телевизор, газеты и книги - для стариков, жителей специализированных интернатов - почти единственная возможность не чувствовать себя отшельниками. Но у старых людей зрение ухудшается с каждым годом, а на покупку новых очков денег просто нет. Как тяжело живут одинокие пенсионеры и кто может им помочь?
Интернат для престарелых в Ахтырке встречает цветами: вокруг ухоженные работниками и их подопечными клумбы. Внутри - скромный, но свежий ремонт.
- Давайте подивимося, які тут єсть кімнати, оце все зроблено своїми руками, бачите, обшили які єті, підшили потолки.
Виктор Токар - директор этого заведения. Он показывает нам особое отделение, где живут старшие жители. Большинство подопечных здесь приковано к постели - из-за возраста, болезней и невзгод.
- Оце кімната номер 1, це в мене любимі дівчата, яким 100, 90 із чем-то год, тут у нас були люди, які воювали, т.е люди, які пройшли учасники войни. Учасники бойових дій.
- Я воювала, Охтирку защищала, була партизаном.
В других корпусах живет, по здешним меркам, молодежь пенсионного возраста. Среди них есть и бывшие осужденные, и интеллигенция, любители водки и поклонники классической литературы. Они тут вроде все вместе, но каждый из них в душе одинок. Обычно сюда попадают люди, не имеющие близких родственников, которые могли бы за ними ухаживать. Лидия Ивановна - старожил общежитии. Она живет в интернате уже более 15 лет. Имеет отдельную комнату. Ее муж умер, детей нет, из родных осталась одна крестница, которая наведывается редко.
Лидия Семенова, жительница Ахтырского дома-интерната для престарелых:
- Ти нічого вже сам не зробиш собі, їсти не звариш, уже не стоятиму біля плити. І в магазин уже не схожу, принесуть, на кухні готовлять, усе свіже, хороше, і одівають, і обувають, і покупають, і ногті позрізають, і кучері зроблять, як хочеш.
Лидия Ивановна рассказывает нам о своих нехитрых развлечениях. С больными ногами ей не до прогулок. Проводить время помогают телевизор и газеты. Сейчас женщина заметно радуется возможности посидеть, пообщаться в теплой атмосфере - как на фото из немногочисленных праздников ее здешней жизни.
- Ось новий год, ось із директором, он із директором у комнаті, це в мене другий телевізор.
Виктор Токар, директор Ахтырского дома-интерната для престарелых:
- В нас, допустим, концерти йдуть почти кожну неділю, ну не дуже-то вони на них ходять, потому шо люди, скажімо так, немощні: мені лучше полежать, лучше посидіть.
А Юрий Викторович, например, все свободное время рисует. Обычными ручками - на обертках рентгеновских пленок.
- Уже віддав…
- Он дарит нам всем…
- Це недоделки остались, короче говоря, на зиму готовлю. Зимой же ничого делать, сейчас же хоть гуляеш на вулиці.
На его рисунках всегда женщины - словно мечты художника.
- Женщина должна воинственной буть, защищать себе і мужа.
Он прячет за шуткой тоску - по любимой женщине, ушедшей из жизни еще молодой. С тех пор семью Юрий так и не создал. Всю жизнь работал - когда-то даже строил метро в Харькове. В результате несчастного случая потерял ногу, но уже привык преодолевать трудности. А вот, казалось бы, мелочь - очки - стали для мужчины существенной проблемой.
Юрий Зубков, житель Ахтырского дома-интерната для престарелых:
- На них сів, короче говоря, і от поламалися, так я їх приспособив, тут проволоку вставив, і замотав ізолентой. Да, рисую в очках і читаю в очках. А так я уже не дивлюсь, не вмію, то есть ще великі прочитаю, а мелкі - вже я ні, уже не читаю.
Зрение - это последний мостик, который связывает малоподвижных людей с окружающим миром. Но оно ухудшается с каждым годом. Три четверти небольшой пенсии местные пенсионеры отдают в качестве платы за содержание в интернате. На карманные расходы остаются около трехсот гривен. Неудивительно, что новые очки кажутся старикам роскошью. Обеспечивать их всем должно государство, но средств едва хватает на самое необходимое.
Андрей Безрук, благотворитель:
- Мне хочется помочь этим людям, потому что я надеюсь, у меня и родители такими будут, не дай бог, если у них там не будет возможности, то найдутся такие люди, как я, которые приедут и так же само, подберут им и они остануться довольны, та я и сам таким буду когда-то.
Андрей когда-то построил успешный бизнес именно на торговле очками. Однако из-за постоянного давления со стороны налоговой и прокуратуры уже несколько лет тянется судебное разбирательство, и дела пришлось свернуть. Сейчас мужчина рад раздать все остатки со склада, когда услышал, что в них нуждаются действительно нуждающиеся люди. А для пенсионеров даже подбор и примерка очков превратились в холле интерната в настоящий светское мероприятие.
Почти сотня подопечных буквально получила новые глаза. Не удалось помочь только двум пенсионерам - слишком тяжелые в них при нарушениях зрения. Но Андрей пообещал изготовить и для них очки на заказ. Собственным примером мужчина хотел бы напомнить всем, что вокруг нас много людей, требующих поддержки. И помочь им иногда совсем не сложно.