Российские таможенники препятствуют транзиту турецких товаров
Ловушка для фур или как крупногабаритный транспорт скапливается на границе с Россией. Без всяких объяснений Федерация не пропускает грузовики на свою территорию, если в их документах есть хоть какое-то упоминание о Турции. Владельцы же товара не позволяют возвращать его назад, и перевозчики стали заложниками ситуации.
Иван зажигает свою полевую конфорку, чтобы согреться свежезаваренным кофе. На завтрак - сосиски, в обед можно приготовить борщ. Импровизированная кухня, кровать - все в кабине грузовика. Вместе с напарником мужчина уже 9-е сутки живет в машине. Потому что застряли на границе. Питание заканчивается и деньги тоже.
Иван Мондич, водитель грузовика:
- Поки є шо там в холодильнику, пока… Умови, як бачите, ніяких, ні стоянки, ні душу, в магазині ціни - буханка хліба 18 гривень, води - 16.
Иван везет турецкий товар в Кыргызстан транзитом через Россию. Грузовики беспрепятственно проходят украинский контроль, доезжают до российского поста и... вынуждены возвращаться.
- Ніяких, без об'яснень, без нічого, возврат и пожалуйста.
Роман Ткач, помощник руководителя Сумского пограничного отряда:
- Жодних зволікань немає, оформлюємо вантажний транспорт встановленим порядком, пропускаємо до їхнього пункту пропуску Троєбортноє, чому вони не пропускають, повертають назад до України ці транспортні засоби - ми вам повідомити не можем.
Поэтому сейчас территория между пограничными постами больше всего напоминает огромную стоянку грузовиков.
Юлия Зайцева, корреспондент:
- Прикордонний пункт пропуску Бачівськ на трасі Київ-Москва, нині тут у пастці опинилися понад сотню великогабаритних вантажівок. Водії у розпачі, бо не знають, коли та чим закінчиться ця вимушена стоянка.
Шоферы рассказывают: под санкции попал не только товар, изготовленный в Турции, но и любое упоминание об этой стране в документах. Иосиф везет бельгийский текстиль, но грузил его на турецком таможенном терминале.
Иосиф Мати, водитель грузовика:
- Товар у нас не тільки турецький, просто загрузка або інвойс, або іще шось є турецька, типа отправник, але груз із Європи: Бельгія, Голандія, Америка, просто … Турція - значит зв'язано шось з Турцієй.
Официально ситуацию никто не признает форс-мажором, поэтому водители вынуждены просто в машинах ждать ее решения.
- Будь ласка, заходьте, дивіться які умови.
Уже завтра для многих водителей наступит решающий момент, ведь заканчивается разрешенный срок пребывания груза в Украине.
- Заезжаєм на Росію: отказ чи ешафот, не знаю. Ну а шо, тут можна чекати все шо завгодно.
Конфискация товара, штраф, депортация или возврат груза отправителю - любой из этих вариантов не предвещает для водителей ничего радостного. Кроме того, за каждый день простоя они вынуждены тратить собственные средства, и совсем не уверены, что с этого рейса хоть что-то заработают.
Иван Мондич, водитель грузовика:
- Не доставлен груз, оплати не буде, відповідно. Приїхали, соляру спалили, стоїмо, хто це буде компенсувати? За шо стоїмо, дома чекають, буду я дома на Різдво, чи не буду, чи на Новий рік. Ялинку вирубаєм, прикрасим, діда мороза найдем, тільки снігурочку лишилось.
Между тем украинские таможенники торговцам и перевозчикам пока дают только один совет - выбирая маршрут, обходить российские границы.