В Украине подорожание газа привело к варварской вырубке лесов
Украинцы согревают себя дровами. Потому газ сейчас - роскошь! В ситуации быстро сориентировались лесные браконьеры - и теперь деревья без разбора пускают под пилу по всей стране. Почему процветает новый вид теневого бизнеса?
Оксана с болью смотрит на эту пустыню. Вместо многолетних сосен здесь одни пеньки. Крупнейший в мире Херсонский искусственный лес сейчас может просто исчезнуть! Лесорубы вырезают дерево гектарами.
Оксана Пляс, общественная активистка:
- Уничтожать вот эту сосну - это преступление. На мой взгляд - это преступление. Это спилили в течении последнего месяца. Это сосна обыкновенная, ее сажать очень сложно.
Активисты убеждены, что лес вырезают сами лесники. Обычно прикрываясь санитарной вырубкой после пожаров. Но на этом участке огнем и не пахло.
Оксана Пляс, общественная активистка:
- Здесь пилят на дрова, населению продают, зарабатывают деньги - кто-то с лесничества. Спрос есть, сообтвественно, нужно удовлетворить предложением.
Беда с лесными браконьерами и вблизи Кривого Рога. В Карноватке незаконно режут даже лесополосы, высаженные для удержания земли от обвала на шахте. Грунт без деревьев может уйти из-под ног в любой момент, образовав провал.
Владимир Семенов, лесник:
- Сзади нас лес - это зона обрушения, я не имею права входить туда, но так как заработала бензопила, я вызвал 102.
Преступников задержали. Но это далеко не редкий случаи. А все потому, что украинцы массово переходят с газовых котлов на твердотопливные. Потому что голубое топливо - роскошь. Поэтому сейчас - настоящий дровяной ажиотаж. На Житомирщине теперь чуть ли не у каждого дома - дрова.
- На день газ прикриваємо, грубку протоплюєм. А на ніч опять включаєм трошки газу.
Раздается звук бензопилы и близ Одессы. В Севериновке газа нет, поэтому люди готовятся к морозам, как могут. Пилят и сухостои, и здоровые деревья.
Виктор, житель с. Севериновка:
- У нас посадочку посадили, и тоже слышу по ночам: вжик-вжик. Ну зачем? Я ж не буду ходить - следить, кто это. Вжикает и вжикает. Что я ему скажу? Он пошлет меня подальше, и все.
Виталий воровать деревья не хочет, поэтому обратился в местный лесхоз. Надеялся разжиться дровами законно. Но с этим - проблема.
Виталий, житель с. Севериновка:
- Сказали, что только для пенсионеров, для бабок. А для так - нет выпилки дров. Я спросил. Пока нету!
- А какой выход?
- А какой выход - самим пилить! А что бы вы сделали на нашем месте? Как бы вы согревали своих детей?
Об угле, который покупали раньше, теперь и речи нет.
Вячеслав, житель с. Севериновка:
- Уголь дорогой. Возят, но сильно дорогой.
- А почем?
- 4 тысячи тонна. А на зиму надо брать где-то тонны три-четыре, чтоб хватило. Приходится дровами потихонечку.
Пани Вуда живет под самыми Карпатами. У нее своя арифметика. Когда с мужем были моложе, то проблем с дровами не было - сами таскали из леса. Сейчас - покупают.
- Дві тисячки майже машина дрів.
Наталья живет в частном доме в Днепропетровске. Говорит - газ для нее слишком дорогой, и признается: если ей предложат купить дешевые, но незаконно полученные дрова - не откажется.
Наталья Данилова, жительница Днепропетровска:
- Я к этому отношусь не очень хорошо, конечно, но мне больше не остается больше никакого выбора, как, я все равно покупаю эти дрова, мне нужно топить дом, а пусть государство думает, что им делать. Чтобы не вырубали никакие леса и посадки.
На Днепропетровщине, чтобы уберечь леса, вывели конный патруль.
Анна Старчевская, руководитель отдела ГУ национальной полиции в Днепропетровской области:
- Патрулируются леса сотрудниками патрульной службы, конной полиции. То есть основной упор делается на профилактику.
Однако лесные браконьеры правоохранителей не слишком боятся. Ведь за незаконную вырубку в тюрьму не посадят. Наказывают штрафом или максимум - домашним арестом. Поэтому пока газ для людей не станет более доступным, леса и дальше будут пускать под пилу.