Оперативное расследование убийства в Полтаве
Смотреть криминальные фильмы и читать детективы любят почти все. В жизни же работа главных героев таких историй часто остается за кадром. А от этого становится недооцененной. Ищейка, сыщик, следак - как только не называют оперативников за глаза. Но это именно те, кто непосредственно идет по следам убийц и бандитов. В Полтаве оперативники смогли за три дня раскрыть, на первый взгляд, безнадежное дело.
О зверском убийстве медсестры в апреле говорила вся Полтава. Бедняжку нашли в паводковом болоте в центре города.
Юлия Зайцева, корреспондент:
- За краплями крові та слідами волочіння правоохоронці змогли швидко відновити події того фатального вечора: де та як саме було вбито жінку. Однак не виявили жодних зачіпок чи підказок, хто міг скоїти настільки жорстокий злочин.
Ни отпечатков пальцев, ни остатков одежды, ни следов сапог. Убийцу ищут полсотни правоохранителей, и версий - множество. Поэтому единственная возможность:
- Искать свидетелей, только по какой-то ниточке можно было потянуть.
Олег Белоус работал тогда в одной из следственно-оперативных групп.
- Вот оно, фактически это место убийства, раньше здесь было болото.
Вокруг - лесополоса, дальше - частные дома, окруженные многоэтажками. Оперативники должны были опросить всех жителей, найти наименьшие подсказки. Уже через сутки - первые крупицы информации. В тот вечер у болота будто бы видели одурманенного бездомного. Олег снова расспрашивает прохожих: среди других останавливает молодого человека.
Олег Белоус, старший оперуполномоченный Департамента противодействия наркопреступности:
- Он как раз появляется как из ниоткуда, и просто меня чувство какое-то останавливает, я разворачиваюсь и начинаем в ним беседовать.
Парень рассказал, что гуляет. Назвал свое имя, адрес и даже номер телефона. И ни одним словом или жестом парень не навел на себя подозрения. И все-таки проверили информацию о нем в милицейской базе - все чисто. Задерживать - никаких оснований.
- Чувство меня не покидало, что он нехороший человек.
Но интуицию, как говорится, к делу не пришьешь.
Олег Белоус, оперуполномоченный:
- Задержали бы, потом отпустили - и человек уничтожил бы вещественные доказательства, потому что понял, что его уже разыскивают.
Чутье опера не подвело. Подозрительного задержали на следующий день, когда его по фотографии опознали свидетели. А дома нашлись и доказательства: женская сумка, кошелек, телефон. А сам убийца начал изображать... психопата.
Подозреваемый:
- Я вбив троля. Я есть Адам, во мне 5 кровей. Я судья, я диявол, я сатана.
Вся хлопотная детективная работа правоохранителей осталась в тени. Потому собственную умелость они считают везением.
- Только оперский фарт, и, ну может чуть-чуть… нет, наверне, все только оперский фарт.
На самом деле за "оперской удачей" кроется кропотливая работа, сбитые ноги, психологическая перегрузка и умение держать агентурную сеть.
Руслан Бирюков, заместитель руководителя ГУ Национальной полиции в Полтавской области:
- Он может пожертвовать и личным временем, он может пожертвовать где-то семьей, но у него уже идет азарт, он понимает, что эту ситуацию надо довести до конца, потому что именно сейчас и именно сегодня, завтра уже будет поздно.
Олег работает опером уже 5-й год - после окончания учебы. Чего только не было - работа под прикрытием, засады в подвалах и роскошных поместьях, погони и разговоры ради одного слова. После раскрытия убийства медсестры его повысили. Но менять оперскую работу мужчина не хочет - потому что крепко подсел на эту детективную иглу.
Олег Белоус, оперуполномоченный:
- Как минимум министром, но это шутка, но в будущем вижу руководителем какого-нибудь блока оперативного.
- То есть все равно оперативником?
- Оперативник - это однозначно оперативник.