Как помочь ребенку-аутисту
Вам хочется выключить телевизор? А особые дети видят мир таким постоянно. Резкие звуки причиняют страдания, а все вокруг - страшное и опасное. Им тяжело понимать людей. И нет сил смотреть в глаза даже родителям. Канадские программисты создали компьютерную игру, которая передает ощущение аутистов.
Это - Никополь. Здесь расположен один из лучших реабилитационных центров Украины.
- Как тебя зовут?
- Меня зовут Соня.
- Сколько тебе лет, Сонь?
- Пать.
Она уже может говорить - благодаря работе врачей. Но Софийка совсем не умеет сама играть. Это свойственно таким детям. Символической и сюжетной игре их учат психологи.
- Кто тут живет? Это я, мышка-норушка. Это я, квакушка.
В кабинете эрготерапии детей адаптируют к быту.
Лариса Левенцон, эрготерапевт:
- Налить чаю в чашку. Помыть руки. Помыть посуду. Приготовить элеметарный себе завтрак. Повороты ручек, кранов.
Навыки, которые здоровые дети схватывают на лету, очень тяжело даются аутистам. Чтобы научить их элементарным действиям, нужно показывать их сотни раз.
- Закроем кран. Закрывай. Молодец.
Они часто не умеют элементарного, но имеют уникальные способности. Аутисты удивительно четко чувствуют время. Не глядя на часы, могут точно сказать, который час.
Их день расписан по минутам. Это похоже на ритуал, который повторяется снова и снова. Проснулись, умылись, позавтракали, пошли на уроки. Если график сбивается - у детей возникает агрессия. Справиться с гневом помогают в сенсорной комнате.
Абсолютно неконтактные дети в реабилитационном центре меняются на глазах. Они общаются и улыбаются.
Ирина Хмелевская, главный врач Никопольського специализированного центра медико-социальной реабилитации детей:
- Если з детьми работать, и если работать рано начать, это делать систематически, то можно достичь ну потрясающих результатов.
Когда я впервые увидела Алексея, подумала, что меня ошибочно познакомили со здоровым ребенком. Мальчик очень эрудированный для своего возраста. Он смотрит в глаза и с удовольствием общается с чужим человеком.
- Кенгуру живет в Австралии. Карликовая кенугру.
Алексею - девять. Он живет в Киеве. То, что мальчик охотно идет на контакт - заслуга родителей. Они испытали на сыне едва ли не все методы реабилитации. И результат - ребенка приняли в обычную школу.
Артем Скориков, отец мальчика с диагнозом аутизм:
- Мы учимся в общеобразовательной школе. В четвертом классе, обычном. В этом году сделали его инклюзивным, именно под него. Сам я нахожусь в классе как ассистент ребенка.
И все же у Алексея есть особенности, которые отличают его от других. Это - стереотипные движения. Когда мальчика переполняют эмоции, он подпрыгивает на месте или хлопает в ладоши.
Артем Скориков, отец мальчика с диагнозом аутизм:
- Для него, допустим, помахать руками или попрыгать на месте - это все равно, что для нас пойти отдохнуть там. Когда он прыгает, либо он совершает какие-то движения ручками, либо он крутит соломинку, это все его как бы успокаивает.
Алексей научился выражать свои эмоции. Но у него еще много страхов. Бороться с ними помогает папа. Он привел сына в контактный зоопарк.
- Оп, надкусил чуть-чуть. Теперь раз, раз, раз. Смотри.
Мальчику боязно - но интерес побеждает.