Уголовное трудоустройство - сначала наркокурьер, потом заключенный
История об украинце, который согласился работать экспедитором за высокую плату, а вместо этого - попал за решетку в России. На какую работу отправили мужчину за границу и почему он не заподозрил криминала?
Уже почти год Наталья живет без мужа. В августе 2015 года ее Александр поехал на заработки в Россию. Объявления о работе прочитал в метро Киева. Обещали немалую зарплату - от восьми тысяч гривен за неделю! Поэтому взял паспорт и пошел на собеседование.
Наталья Барзак, киевлянка:
- Там ему сказали, что он будет работать экспедитором, и на следующий день дал ответ и уехал в Россию.
Из Калуги киевлянин связывался с женой по скайпу, рассказывал - возит по региону холодильное оборудование.
Наталья Барзак, киевлянка:
- Когда собирался ехать домой, это месяц-полтора, он мне позвонил по скайпу. Сказал, что еду с Калуги на Москву, там загружусь товаром и приеду в Харьков. Когда буду пересекать границу - перезвоню.
Но звонка Наталья так и не дождалась. Ни в тот день, ни через неделю. Испуганная женщина обратилась в полицию с заявлением о розыске любимого. А через месяц после его таинственного исчезновения получила письмо из Калужского СИЗО.
Наталья Барзак, киевлянка:
- Пишу я вам из России, города Калуга. То, что я вам напишу, вас введет в невероятный шок. Мне нелегко писать, но это реальность. Скажу сразу - я жив.
В конверте было также и постановление суда.
Наталья Барзак, киевлянка:
- Постановление, что он находится в СИЗО за сбыт наркотиков в особо крупных размерах.
Мужчине вменяют незаконное приобретение тяжелых синтетических наркотиков в особо крупных размерах с целью продажи! По уголовному кодексу Российской Федерации за данное преступление мужчину могут оштрафовать на полмиллиона рублей и упрятать за решетку на 10 лет! Александр убеждал жену, что не знал о криминальном товаре. Наталья сразу позвонила в фирму, которая отправила мужа на заработки. Но там женщину и слушать не захотели.
Наталья Барзак, киевлянка:
- Сказала, я буду на вас криминальное дело открывать. Они посмеялись с меня и бросили трубку.
Чтобы выяснить, какие же на самом деле вакансии предлагает эта фирма - звоним туда.
- Работа пешего курьера у нас открыта. Это работа в интернет-магазине, доставка малогабаритных товаров. Одна вакансия не по Украине, а с выездом зарубеж.
Договариваемся о встрече.
- Меня Макс зовут.
- Сережа.
- Давай отойдем в тенек туда.
Мужчина сразу рассказывает, за что платят немалые деньги.
- Мы - доставка курительных смесей. Помнишь, у нас когда-то в Киеве было? Ну да. Легалайз... Только там это называется Спайс.
Представитель фирмы уверяет - работа простая, но есть определенные правила.
- Делаем закладки. Ни с кем не встречаешься. Никому ничего не передаешь. В определенном месте ложишь, в программке пишешь адрес. Вот таких 40 закладок в день - в неделю 8 тысяч гривен.
Связь с куратором в Росиии - только через интернет. Никаких личных встреч. Поэтому вычислить заказчика - почти нереально. Вербовщик говорит: желающих заработать легких денег хватает. Жена арестованного Александра наняла российского адвоката и написала заявление украинским правоохранителям. В Киеве за подозрительной фирмой уже давно следят.
Юлия Дубовик, сотрудница Шевченковского РУ полиции Киева:
- Товариство, де працював її чоловік та в процесі роботи зник на території іншої держави, здійснює незаконну діяльність. Наразі проводиться досудове розслідування, тривають слідчі дії та встановлюються всі обставини.
Знает о подобных случаях с украинцами-трудовыми мигрантами и уполномоченный по правам человека. Но по закону омбудсмен не имеет права вмешиваться в осуществление правосудия в других государствах. Но может помочь в предоставлении правовой, медицинской помощи, а также встречи с консулом.
Валерия Лутковская, уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека:
- Зараз у нас в роботі знаходиться дві справи, аналогічні тій, про яку ви розповідаєте. Так само людей наймали на роботу в якості експедиторів, кур'єрів, і вони стверджують, що вони не знали, що саме вони перевозять через кордон.
Пытаются бороться и разыскать организаторов наркокурьерских сетей и общественные активисты. Они говорят: почти все экспедиторы зелья попадают за решетку.
Евгений Нерух, руководитель международной антинаркотической ассоциации:
- Есть страны, где за это подразумевается смертная казнь. Если мы берем Таиланд, там за это как бы смертная казнь. Но там тоже есть наркотики. И где бы не была смертная казнь - запретный плод сладок, и человеку всегда хочется попробовать, продать. Потому что это человеческая жадность.
Между тем Наталья надеется, что ее мужа оправдают, и он вскоре вернется домой, а любители легих денег начнут думать, стоит ли рисковать свободой ради быстрого обогащения.