Майбутнє ТБ очима керівників НТН
В честь Всемирного дня телевидения два директора телеканала НТН - Генеральный директор Александр Мельничук и Директор по производству Сергей Мамаев - рассказали в своем интервью MMR о будущем телевидения, конкуренции с Интернетом и цензуре.
Тенденции
Александр Мельничук: Одна из главных тенденций украинского телевидения - это унификация контента, когда телеканалы полагаются не столько на свои удачные идеи и креатив, сколько покупают и адаптируют существующие успешные проекты. Сегодня зритель просто хочет отвлечься от будничных тягот, поэтому телевидение будет развиваться дальше, прежде всего, как средство развлечения.
Кроме того, телевизор стал элементом условного тайм менеджмента, планирования собственного времени. Приезжая домой, человек включает телевизор и ориентируется: вот сейчас будут новости, которые я послушаю, пока готовлю ужин, а после этого сяду и расслаблюсь вместе с любимым сериалом. Даже утренние шоу структурированы таким образом, что человеку не нужно смотреть на часы, он ориентируется по времени выхода рубрик и новостей.
Сергей Мамаев: Одной из причин нежелания телеканалов экспериментировать является, в том числе, и финансовый застой на рынке, который не позволяет рисковать большими бюджетами для принципиально новых проектов. В ближайшие несколько лет будут развиваться те проекты, которые уже застолбились в эфире. Уже сейчас топ-каналы с универсальной аудиторией который сезон подряд повторяют проекты, которые зарекомендовали себя у зрителя.
Однако очевидно, что у украинского зрителя возникла определенная усталость от талант- и музыкальных шоу. Это видно даже по нашему эфиру. К примеру, НТН предложил зрителю хорошее кино по пятницам. До этого показатели этого слота были средние, а сейчас они возросли, по сути, забрав аудиторию у различных шоу, которые идут в это время на других каналах.
Одна из главных тенденций телевидения - это борьба на уровне качества картинки. Практически все перешли на очень дорогие камеры или фотоаппараты, чтоб добиться более богатой картинки. Это очень хорошо, зритель от этого только выигрывает! Однако хотелось бы также, чтоб за этим последовало качество творческое, ведь картинка должна перерастать во что-то большее.
Телевидение+/- интернет
Александр Мельничук: В связи с бурным развитием интернета идут серьезные эволюционные изменения самого процесса телевизионного смотрения. Когда в 80-е мы смотрели фильм "Москва слезам не верит", в котором была крылатая фраза "Не будет ни театра, ни кино, а одно сплошное телевидение", мы воспринимали ее со скепсисом. Однако проецируя ее на сегодняшний день, мы видим, что дети книжек не читают, молодежь не смотрит телевизор, а сидит в соцсетях и форумах. Для них длинные программы - это явление скучное и невозможное в современном темпе жизни. Для них достаточно короткого ролика, чтобы ухватить информацию. Должно ли телевидение подстраиваться под этот темп? Вряд ли, да и нереально. Телевизор и интернет — это две разные площадки, которые существуют параллельно. Они должны взаимодействовать, дополнять друг друга и таким образом сосуществовать.
Сергей Мамаев: В связи с бурным развитием интернета меняется и принцип смотрения сериалов, которые канал покупает. Ведь, хоть и нелегально, но они есть в свободном доступе в интернете, с чем, безусловно, нужно бороться. Я очень надеюсь, что Украина придет к каким-то цивилизованным системам и очень скоро наступит эра глобальной борьбы с пиратством. Однако уже сейчас у нас есть несколько примеров, которыми мы можем гордиться. Нам удалось перевести аудиторию с интернета в телевизор за счет украинской адаптации сериалов. Они зашли с хорошими показателями, хотя их точно также можно было посмотреть в сети - это показательно.
Цензура и свобода
Александр Мельничук: Телевидению нужны правила. Правила, определяемые здравым смыслом, моральными категориями, возрастными ограничениями. И в то же время все должно быть четко обозначено и понятно. Должен ли кто-то это регулировать? Скорее нет, потому как мы все знаем, к чему приводит внешняя регуляция. Нужно чувство ответственности. То же самое касается и производителей контента. Просто нужно проецировать потенциальный эффект от проекта на себя, на свою семью.
Сергей Мамаев: Цензура не нужна никому, потому что это рамки. Вседозволенность - это бардак, а свобода слова - это эталон. У американцев, например, есть свобода слова. Это не значит, что они могут говорить в эфире все подряд, но они могут высказывать свою точку зрения и аргументировать ее. А у нас высказывать свое мнение в новостях - мовитон. Наш телевизионный журналист - просто зеркало. Свобода выражать свое мнение - вот к чему нужно стремиться. С другой стороны - право говорить, что думаешь - еще нужно заслужить. Поэтому, в США все ведущие гораздо старше 30.
Телевидение должно формировать вкусы зрителя, расширять его кругозор. Если посмотреть, что происходит на НТН за последние два года, то можно проследить это наше "влияние". Мы показываем хорошие качественные сериалы, производим программы, которые позволяют посмотреть на известные вещи под другим углом. К примеру, Легенды Шансона - программа, которая открывает природу "шансона". В программе нет зековщины, "шансон" - это, прежде всего, жизненные песни под гитару. Понимание "шансона", как тюремных песен - это стереотип, который мы хотим изменить. Ведь недаром "шансон" пользуется такой бешеной популярностью у обычных людей, которые очень далеки от тюремной жизни.
Кто он - телезритель будущего?
Александр Мельничук: Телезритель будущего - это человек, который сидит в интернете, и для которого ТВ является фоном, заполняющим пространственный вакуум. Сегодня люди боятся тишины, они отучились находиться в ней и наслаждаться. Людям нужно окружать себя информационными потоками, и чем больше их вокруг - тем лучше. Телевидение будущего - это борьба не столько за мозги, сколько за внимание.
Сергей Мамаев: Наш будущий зритель сегодня ходит в садик, школу или институт. У него не будет ностальгии по 80-м или 90-м, которую мы все еще ощущаем. Он будет очень претенциозен к наполнению, т.к. ему важно получать информацию структурированную и качественно отобранную.
Однако человек не может знать все! И именно поэтому такая профессия, как журналист, будет востребована всегда. Зритель всегда будет смотреть телевизор, чтобы с помощью журналиста нырнуть вглубь вопроса и получить еще больше информации, чем та, которая лежит на поверхности.