Раненые герои Майдана нуждаются и в памяти, и в помощи
Официально 106 человек отдали свои жизни за лучшее будущее Украины. Больше всего полегло 18-го и 20-го февраля на улицах Грушевского, Институтской, Европейской площади. За три месяца мирных протестов только в Киеве были тысячи раненых.
Их лечили в украинских и зарубежных клиниках. Поставили на ноги не всех, кто-то до сих пор нуждается в помощи.
Залитая кровью в прошлом году улица Институтская. Сейчас ходить здесь безопасно. А 12 месяцев назад по этим клумбами, деревьями, столбами прятались митингующие. О расстрелах не дают забыть следы от пуль. В память о погибших - крест и фото с цветами. Они отдали свои жизни, чтобы Украина стала действительно демократической и европейской.
На волоске от смерти был киевлянин Виктор Орленко. В прошлом году 18 февраля получил огнестрельное ранение в голову. Вечером после работы отец двоих детей поехал в центр протестов искать 19-летнего сына. Жена как предчувствовала беду - видела накануне дурной сон.
Галина Орленко, жена раненого:
- Дочка казала: мама, ти так другий раз і чоловіка наче крізь землю бачиш, а тут дочка говорить: мама, щось не спрацювало. Недогледіли. Та хто там на той період когось глядів. Туди всі йшли, ніхто ні прощо не думав, усі йшли, щоб тільки в країні щось змінити.
Галина уже год не отходит от мужа. Виктора Орленко после ранения оперировали лучшие специалисты киевского Института нейрохирургии. В марте, после того, как 53-летний Виктор впал в кому, пострадавшего транспортировали в известную берлинскую клинику "Шарите". Утешительных прогнозов немецкие врачи не давали, но чудо произошло.
Галина Орленко, жена раненого:
- Розмовляв, шуткував там. І їв по-трошку. Ну втомлювався, знаєте, як маленька дитина: поїв і засипає, такий довольний.
Точной стоимости лечения и реабилитации Галина не знает. Дорогие счета оплачивали благотворители. Среди них якобы был и украинский фонд. Об этом рассказали немецкие волонтеры, когда объяснили, почему больше не могут финансировать реабилитацию Виктора. Через несколько недель после возвращения в Украину состояние раненого на Майдане ухудшилось: он перестал есть, не разговаривает и только иногда открывает глаза. Однако благотворительный фонд, который частично платил за лечение в Германии, на родине о Викторе забыл.
Галина Орленко, жена раненого:
- Людська допомога. І тримаємося ми ось уже завдяки тільки людям.
Александр Кононюк, заведующий отделением Киевской городской клинической больницы:
- Нуждается на сегодняшний день в достаточно дорогом, давайте честно и откровенно говорить, в дорогом лечении и дорогой реабилитации. И не все, что мы бы хотели в наших условиях совершить в плане лечебных мероприятий, не все у нас, может быть, и получается.
На Майдане за лучшее будущее Украины, начиная с 30 ноября 2013 года, отдали жизнь 106 протестующих, раненых - в десятки раз больше. Более полусотни до сих пор остается пропавшими без вести.
На Крещение у ног Александра Клименко взорвалась граната.
Александр Клименко, фотокорреспондент:
- Так воно залетіло, тут розрізали, але тут не заживає і не заживає. На погоду болить, так я відчуваю. Ну...
А это фото осколков, которые извлекли из ноги мужчины.
Александр Клименко, фотокорреспондент:
- Оця штука десь отака.
Военный фотожурналист за 20 лет несколько десятков раз ездил в горячие точки. А впервые был ранен в прошлом году в Украине. А еще его едва не задержали как организатора беспорядков.
Александр Клименко, фотокорреспондент:
- Це 19-го мене поранили, 20-го ввечері мені десь о 8-й дзвонить телефон, представляється чоловік, що він з райвідділу міліції Дарницького, і що я такий-то такий-то, і що ви зареєстровані як організатор масових заворушень. В Дарницькму суді було багато людей судили і зразу їх садили. Судили та й садили.
Через месяц ситуация изменилась - из подозреваемого Александр стал свидетелем.
Александр Клименко, фотокорреспондент:
- Революція перемогла, Янукович втік, мені дзвонять і вже зовсім іншим тоном говорять, що ви постраждали, ми вас запрошуємо, бо прокуратура робить розслідування, як там били журналістів, знущалися над ними.
Правда, с весны Александр никаких новостей от следователя не слышал.
Родные Виктора Орленко надеются услышать другие новости. Нашли ли средства, похищенные с банковской карты, куда люди жертвовали на лечение мужчины. Пока же семья майдановца в который раз обращается к неравнодушным за помощью. Чтобы жить, Виктору ежедневно требуются дорогостоящие препараты. И жена, и дети верят - мир не без добрых людей. И их герой обязательно вернется домой.
Галина Орленко, жена раненого:
- Щас говорим, що нам там сусіди в селі, бабушка з дєдушкою, город виорали восени, то треба якось, шоб поїхать на город. Ми його підбадьорюємо. Хоч я кажу, що ми все візьмемо на себе. Аби тільки поправився.
Татьяна Коваль, Александр Стратийчук, Святослав Мелешкин, Андрей Мартищенко