Возможно ли избавиться от проплаченных "активистов"?
Агрессивные молодые люди, которые за деньги помогают дельцам, вновь появились на улицах украинских городов. За вознаграждение они участвуют в митингах, защищают незаконные застройки и просто отжимают помещения.
Гражданское общество пока не выработало единой стратегии - как противодействовать "титушкам". А в стенах Верховной Рады предлагают принять закон, который позволит по крайней мере наказывать организаторов проплаченных акций.
На этой неделе в объективы камер попал один из соратников Вадима Титушко. Этот молодой человек похож на Андрея Ярошенко, который в 2013 году на Софийской площади вместе с другими дерзко атаковал журналистов. Впоследствии Ярошенко оказался на скамье подсудимых, но один из всех упорно не признавал своей вины. На этот раз "титушки" были замечены у центра сбора помощи для воинов АТО. Однако молодых людей спортивной внешности нейтрализовали.
- Чого на людей нападаєш?
- Я не нападал.
- А хто на мене оружиє наставляв, хто мене водою обляпав?
Помещение в Днепровском районе Киева во временное пользование волонтерам предоставил предприниматель. Уже почти десять лет он арендует несколько десятков квадратных метров в КП "Управляющая дирекция". Правда, коммунальщиков действующее соглашение не устраивает, вот они и пытаются выселить арендатора. Пока безрезультатно.
Сергей Бондарь, волонтер:
- Не встигла відбутися розмова наших юристів з їхніми юристами, одразу з'явилися люди характерної зовнішності і почали провокувати сутичку. Були здивовані ті люди, котрі були з протилежного боку, котрі власне наймали цих тітушок, від їхньої поведінки і неадекватності. Скоріш за все замовлення було набагато простіше, але вони перевиконали план, за що і отримали.
Арендодатели, впрочем, отрицают, что "титушки" пришли вместе с ними. И даже предполагают, что от рук волонтеров могли пострадать невинные.
Павел Сивченко, руководитель отдела аренды КП "Управляющая дирекция":
- Честно говоря, я думал, что это они привели кого-то, потому что все, что у нас происходило, мы были внутри, потом там на улице какая-то шумиха. Они обвиняли нас, что это были наши люди, у нас был судебный исполнитель, у нас были представители правоохранных органов.
Кто спровоцировал конфликт, определят правоохранители, милиция сейчас расследует инцидент.
А это уже митинг под Киевской мэрией. В поле зрения объективов - и агрессивные "титушки", и проплаченные активисты.
- За митинг деньги раздаете?
- Нет.
- Ой как интерестно, я ж видел вас…
В этом месяце подобных акций было немало.
Парламентарий Антон Геращенко предлагает радикально бороться с такой "активностью за деньги" - хочет ввести уголовную ответственность для организаторов.
Антон Геращенко, народный депутат:
- Почему вылазят эти титушки? Потому что есть заказчики, на сегодня юридически мы не можем наказать и привлечь к ответственности лицо, которое говорит - я вам дам по 300 грн, а вы пойдите туда-то и кричите такие-то лозунги. Юридически это - не незаконно. Если гражданин имеет право выбирать, то тот, кто покупает его голос - уголовный преступник, если человек имеет право свободно собиратся по конституции, то тот, кто покупает это право - он также является уголовным преступником.
Правозащитники неоднозначно реагируют на законопроект. Говорят - с проплаченными псевдоактивистами бороться необходимо, но и отмечают - этот закон можно использовать против настоящей оппозиции.
Тарас Гаталяк, правозащитник:
- Якщо такий закон буде прийнятий, то його правоохоронці можуть трактували в обдидві сторони: і в сторону, скажемо, можливого підкупу, і в сторону знову ж таки обмеження проведення тих чи інших мирних зібрань. Є свобода мирних зібрань, і цю свободу держава зобов'язана захищати належним чином.
Свобода мирных собраний украинцев не будет нарушена при условии, что наши правоохранители будут действовать в рамках правового поля и наказывать только организаторов действительно проплаченных акций.
Иван Блохин, Александр Кругликов, Денис Голиков