Риски "чернобыльского туризма"
29 лет назад произошла авария на Чернобыльской АЭС. Радиация превратила в пустыню некогда цветущий город Чернобыль, та же участь постигла и Припять. Впрочем, закрытая зона и сейчас популярное место для туристов.
Многочисленные турфирмы предлагают официальные путешествия, и немало желающих побывать в зоне - на свой страх и риск. Как правило, они идут с проводниками - сталкерами, или сами.
За несколько дней до годовщины аварии на Чернобыльской АЭС в закрытой зоне задержали туристов из Чехии. Трое иностранных гостей попали в радиационную зону самостоятельно. Милиции свое пребывание там объяснили потребностью в острых ощущениях. Правоохранители жалуются - нарушителей задерживают регулярно.
Василий Янута, руководитель отдела зоны ЧАЭС ГУ МВД в Киевской области:
- 2014 року у нас була категорія цих любителів туризму, "сталкерів" десь до 70 чоловік, то 20 з них були іноземцями. Приваблює в першу чергу - це екстремальний туризм - хочеться якихось гострих відчуттів, але в свою чергу це несе небезпеку - дикі звірі, дуже велика кількість вовків і рись.
"Сталкер" - популярная компьютерная игра. Действия разворачиваются в Чернобыле и Припяти. Поэтому геймеры со всего мира наведываются в зону, чтобы увидеть все своими глазами. Хватает на территории отчуждения и украинских экстрималов. Для них путешествие в Чернобыль - это новые ощущения, адреналин и проверка себя.
- Мы вышли на дорогу, к объекту Чернобыль 2 - радилокационная станция.
- На Джипиэсе видно, что мы действительно в Припяти, ЧАЭС находится здесь.
Самое большее, что угрожает отчаянным - штраф. Зато существует реальная угроза получить радиационное облучение.
Александр Наумов, ликвидатор, исследователь проблематики аварии на ЧАЭС:
- Есть пятна 1 миллирентген, выше одного миллирентгена. Между Припятью и Саркофагом находится старообрядческое кладбище, которое находится рядом с могильником высокотоксичных радиоактивных отходов. Там включаешь прибор и видишь, что прибор показывает иногда до 5 миллирентген.
- Радіацію вимірюємо, вона поки що в межах норми. Добре, що узяли прилади.
Попасть в зону отчуждения с официальной туристической группой - не проблема. Экскурсии возят почти еженедельно. Продолжительность пребывания на территории Чернобыля - день или несколько. Стоимость - от семисот гривен.
Валентина создает компьютерные игры. В прошлом году девушка переехала в столицу из Луганска, а этой весной попала в зону.
Валентина Афанасьева, туристка:
- Тебе ведуть офіційними безпечними шляхами, одяг повинен бути весь із закритим рукавом. Головний принцип - це слухатися свого екскурсовода, тому що це може бути дуже небезпечно. Ти дивишся - тут безпечний фон, а 50-70 сантиметрів - і вже небезпечний фон, тому без дозіметра краще не їхати і не їздити без офіційного екскурсовода.
Экологи подтверждают - десятикилометровая зона вокруг Чернобыля и Припяти будет оставаться опасной еще сотни лет, зато территория дальше уже почти восстановилась от воздействия радиации. В планах - создать Полесский биосферный заповедник.
Татьяна Вербицкая, эксперт Национального экологического центра по энергетической политике:
- В чорнобильскій зоні відчуження йде дуже гарний розвиток і флори, і фауни, і з'являються нові види тварин, і рослини гарно розвиваються, тому що саме немає впливу людини, тому для біосферного заповідника - це дуже гарне місце.
До 2017-го над самим реактором должны завершить возводить новый саркофаг. Но он не решит проблему загрязнения окружающей среды в Чернобыле. В зоне в ближайшее время начнут строительство общеукраинского открытого хранилища ядерных отходов. Защитники природы указывают на недостатки этой идеи.
Татьяна Вербицкая, эксперт Национального экологического центра по энергетической политике:
- Територія забруднена, але це не значить, що туди треба звозити якісь радіоактивні речовини з усієї України, адже перш за все, при транспортуванні відпрацьованого ядерного палива з українських АЕС його треба перевозити автомобільними дорогами або залізницею, це знову ж таки ризик якоїсь аварії на шляху чи якогось нападу терористичного, тут є ризики додаткові.
К тому же, говорят, хранилище уладит насущный вопрос с отработанным топливом только на следующие 100 лет - это срок его эксплуатации. Поэтому как утилизировать радиоактивных отходы, ломать голову придется и следующим поколениям.
Иван Блохин, Андрей Мартищенко, Святослав Мелешкин