Как не стать жертвой действий психически больных соседей
Пожилая женщина подожгла дом и чуть не уничтожила всех своих соседей. Трагедия произошла в Киеве на Подоле. Бедняжка, которая натворила бед, жила одна и имела психические расстройства. Почему осталась наедине со своей болезнью? И что следует делать людям, чтобы подобный ужас не случился в их доме?
В квартире на третьем этаже вспыхнуло, когда все спали - ночью. Занялось в жилище Веры - одинокой пенсионерки. Убегая от пламени, женщина выскочила на балкон и закричала. Соседи, которые проснулись от дыма и шума, сначала растерялись. Они не могли решить, как действовать. Кто-то лил на соседний балкон воду, другие натянули внизу покрывало. Но женщина прыгать не спешила - то ли не могла понять, что от нее хотят, то ли боялась высоты.
Виктор, свидетель:
- Она не прыгала, хотя мы одеяло ей развернули. На ней волосы загорались, там с окна рядом пробовали на нее плескать и сбивать пламя, пламя было такое, как оно буквально из огнемета вырывалось с окна, даже не представлял, что квартиры могут так гореть.
Люди вызвали спасателей, но пока они приехали, бедняжка осталась в охваченной огнем квартире. Женщина сгорела заживо, и только после этого пожарные потушили пламя. На тот момент горело уже несколько балконов.
Светлана Водолага, пресс-секретарь ГУ ГСЧС в Киеве:
- Спочатку ми розслідували, що це могло бути паління або необережне поводження зі свічкою, але як засвідчили сусіди - це, скоріш за все, необережне поводження з вогнем.
В том, что возник пожар, жители многоэтажки обвиняют погибшую соседку, но одновременно и жалеют ее - бедная не понимала, что творит.
- Главное - коридор не тронут, кухня - не тронута, а только комната, или она там чем-то полила и подожгла…
Из-за пожара одна из жительниц четвертого этажа попала в больницу - она едва не задохнулась, несколько балконов зияют чернотой. Ремонта требует и подъезд. Но больше всего людей возмущает то, что трагедии можно было избежать. Ведь понимали, что пенсионерка инвалид - случалось, ночью стучалась в стены, кричала, сторонилась людей.
- Мы уже годами жили как на пороховой бочке и знали, что это произойдет рано или поздно, и жили все время в напряжении.
Вере было за 70. Старожилы рассказывают: соседка лет 20 назад переехала в Киев из Москвы. В России у нее вроде бы остались муж и сын, которые из-за болезни отказались от несчастной. Поэтому пожилая женщина, которая имела психические расстройства, была фактически закрыта в четырех стенах - один на один с болезнью.
Татьяна живет в квартире рядом. За все годы только несколько раз видела, как к Вере приходила какая-то женщина.
Татьяна, соседка:
- Там приходила такая женщина, уже тоже такого преклонного возраста, она в дверь там постучит, та что-то ответит, что жива, ну все, до свидаиния - и она уходит.
Как могли, соседи помогали несчастной.
Татьяна, соседка:
- Воды у нее не было, она ходила к соседям с баллонами, мы ей давали. В общем, как человек существовал - хуже животного.
Не раз и даже не два люди обращались в социальные службы - просили, чтобы за соседкой наблюдали постоянно. На время Веру даже забирали, она проходила курс лечения, а затем - снова возвращалась домой.
Неля, соседка:
- Нам сказали - пишите, не пишите, все равно мы с больницы будем выпускать, мы не можем ее там держать, что она не такая уже и больная, а человек - психически больной.
Но сообщать о том, что сосед может навредить себе и другим, надо не соцслужбы, а врачам, объясняют специалисты из Министерства здравоохранения. Если человек из-за болезни действительно представляет угрозу, его заберут в спецучреждение и будут лечить принудительно. Но в любом случае сначала свое слово должен сказать суд.
Ирина Пинчук, директор института социальной и судебной психиатрии и наркологии МЗ Украины:
- У нас в кожному районі є дільничний лікар-психіатр, і треба піти і звернутися із заявою. Якщо людина не хоче або не може надати усвідомлену згоду, то у нас є 24 години - і ми звертаємося до суду. І тільки на підставі рішення суду ми можемо примусово госпіталізувати людину.
Иван Блохин, корреспондент:
- Один мільйон 200 тисяч українців страждають від психічних захворювань. І час від часу лікуються, адже рецидиви у цьому випадку - звична річ. Ізолювати стільки людей - неможливо, невиправдано, але в першу чергу - негуманно.
Поэтому психиатры советуют в первую очередь внимательно наблюдать за настроением людей с психическими патологиями. И не отворачиваться от них из-за болезни.
Ирина Пинчук, директор института социальной и судебной психиатрии и наркологии МЗ Украины:
- Проблема у тому, що наше суспільство не готове прийняти людей з вадами психічного здоров'я у суспільне життя. Самі люди не готові жити поряд із людьми з вадами психічного здоров'я. Психологія людей, які живуть поруч із такою людиною - з вадами психічного здоров'я - не сприйняти її і не допомогти їй, а все зробити для ізоляції цієї людини.
На самом деле психически больных, которые могут быть агрессивными и угрожать окружающим - всего 5%, от остальных 95 плохого ждать не стоит.
Иван Блохин, Юрий Нестеренко, Андрей Мартищенко, Святослав Мелешкин