Напомнить пароль | Регистрация
воскресенье, 24 ноября 2024
Лучшие детективы мира

Видео Канал ""Головний свідок""

Украина нуждается в единой службе трансплантации

29 августа 2015, 23:33
Дата эфира/события: суббота, 29 августа 12:00

В Украине не хватает органов для пересадки. Именно поэтому, говорят врачи, у нас редко их трансплантируют. Скажем, в прошлом году по всей стране сделали только 123 такие операции. А в соседней Беларуси, которая в четыре раза меньше по количеству населения, делают пересадки по крайней мере вдвое, а то и в три раза чаще.

Это связывают с тем, что 8 лет назад наши соседи изменили законодательство и ввели презумпцию согласия на использование органов для пересадки после смерти человека. Другими словами - если в течение жизни гражданин не написал официальный отказ, уже после смерти по потребности медики могут использовать его органы для спасения других жизней. Этим путем может пойти и Украина. Даст ли это больным дополнительный шанс выздороветь? И что думают по поводу презумпции согласия врачи и те, кому уже довелось стать донором?

- Вже краще, відновлююся, сил вже з кожним днем більше.

Из-за страшной болезни двадцатилетнему Дмитрию пришлось лечь на операционный стол. Парню пересадили печень. Донором для родного сына стала мать - часть Надеждиного органа врачи подсадили Дмитрове. По медицинским показаниям для пересадки органов лучше всего подходят именно близкие родственники. Надежда ни секунды не жалеет о своем поступке, ведь мать вторично подарила жизнь своему ребенку. Женщина, которая пережила немало дней в тревоге за здоровье сына, считает - от того, что в Украине будет действовать презумпция согласия на использование органов в медицинских целях после смерти человека, только плюсы. Но готовы ли люди к таким кардинальным изменениям?

Надежда Колчук, донор:

- А ви собі уявіть, коли нема донора... І ситуація буде важка, а коли можна спасти людину, то я за таке донорство. Суспільство вже напевно буде готуватися до того, але поки ще нам треба до того йти.

Впрочем, очень часто пациентам, которые нуждаются в немедленной пересадке органа, приходится ждать слишком долго. Родителям Вики Гордиенко едва удалось собрать 120 тысяч евро на трансплантацию печени своей восьмимесячной дочери. Операцию должны были делать в Бельгии. Еще в марте семья Гордиенко надеялась на чудо.

Екатерина Гордиенко, мать девочки:

- Я не знаю взагалі, як стільки в неї сил це все терпіти, і іноді вона сильніша за мене виявляється. Але нічого, треба з цим боротися, бо я знаю, що мушу.

Впрочем, спасти львовянку Викторию так и не удалось. Состояние крохи резко ухудшилось, и помочь зарубежные врачи банально не успели. Счет шел на дни, рассказывают родители, поэтому, если бы оперировать девочку взялись в Украине, возможно, все завершилось бы иначе.

В Министерстве здравоохранения ожидают, что ситуацию поможет кардинально изменить законопроект о презумпции согласия на использование органов для трансплантаций после смерти человека.

Александра Павленко, заместитель министра здравоохранения:

- У 2014 році за державні кошти виїхало 39 осіб на трансплантацію за кордон, і хочу сказати, що на 39 осіб ми витратили дуже велику кількість коштів - це 52 мільйони гривень на 39 осіб, враховуючи діточок, це дуже коштовні операції, якщо їх робити всередині країни, по-перше - вони не будуть стільки котштувати, по-друге - вони будуть розвивати медицину всередині країни.

Пока же статистика неутешительна - в 2014-м году по всей Украине провели только 123 трапнсплантации органов.

Иван Блохин, корреспондент:

- Торік в Національному інститут хірургії та трансплантології імені Шалімова загалом зробили 58 пересадок органів. Втім, фахівці клініки можуть робити в рази більше операцій з трансплантації, а отже, і вберегти більше життів. Але для цього, в першу чергу, потрібен матеріал - тобто самі органи.

С другой стороны, специалисты из института Шалимова сомневаются, что один только закон решит проблему. Ведь пока в Украине не создали даже единой базы - так называемого листа ожидания - больных, которым требуется пересадка органов. Именно поэтому первое, что нужно сделать - создать всеукраинскую службу трансплантации. Без этого донорство, даже с презумпцией согласия, не сможет заработать эффективно.

Олег Котенко, руководитель отдела Национального института хирургии и трансплантологии им. Шалимова:

- Презумпция согласия - она развита в Испании, Австрии, в этих странах. А презумпция несогласия, она развита в Америке и массе других стран, но там и там эти две модели работают эффективно. Вот это важно, чтобы создать в Украине такую модель, чтобы она работала эффективно. Без финансирования, без создания трансплантационной службы - никакая система у нас не будет эффективной, даже если завтра примут закон с презумпцией согласия - трансплантационная служба не заработает.

Врач-анестезиолог из Запорожья - Игорь Писаренко - уже много лет работает как трансплантолог. Медик по собственной инициативе взял на себя сложнейшую роль - общается с родными безнадежно больных пациентов. Его опыт поражает - оказывается, украинцы готовы жертвовать органы, чтобы спасти других людей.

Игорь Писаренко, врач-анестезиолог:

- Результативность моих бесед с родственниками в Запорожье - где-то 90 процентов, 90 процентов родственников дают согласие на забор для трансплантации органов. На количество заборов влияет оснащение служб реанимации, способность выявлять потенциальных доноров, способность находить больных со смертью мозга, для этого нужна служба и оборудование.

А есть еще моральный аспект. Активисты, которые обеими руками за то, чтобы в Украине осуществляли более пересадок органов, но против того, чтобы у умерших людей изымали органы без выяснения позиции ближайших родственников. Поэтому к обсуждению такого важного вопроса, как презумпция согласия, должна присоединиться прежде всего общественность.

Зоряна Черненко, главный эксперт группы Реанимационный Пакет Реформ:

- Презумпція згоди, навіть в самій Іспанії, вона все одно передбачає розмову з родичами. В Іспанії церкви дуже долучилися до цього процесу, маючи ніби і закон про презумпцію згоди, залучався і громадський рух, на дверях церкви була табличка: віддав душу богу - віддай тіло людям. Ніхто сьогодні про цю тему не говорить - говорять або про гроші, або про закон, ніхто не говорить про зовсім інше, що кожен має бути готовий віддати ці органи, тому що... Ми платимо податки, ми допомагаємо країні, ми волонтерим, у нас дуже багато добровольців, і так само і це…

Возможно, этот законопроект о презумпции согласия на использование органов для пересадки - повод спросить себя. На что мы готовы для других?

Иван Блохин, Андрей Грищенко, Алексей Идрисов

Комментарии
Имя
Поле обязательное для заполнения
Текст
Поле обязательное для заполнения
Защита
Вы ввели неверный защитный код

Телевидение для всей семьи

Ми використовуємо cookies, щоб проаналізувати та покращити роботу нашого сайту, персоналізувати рекламу. Продовжуючи відвідування сайту, ви надаєте згоду на використання cookies та погоджуєтесь з Політикою конфіденційності.